Албания 2015. Озеро Комани и город Шкодер

03.06.2015
Проснулись мы в пять утра, но лежали слушая птичек и ждали Солнца. Когда в начале седьмого я пошла за водой на пристань, кораблик-автобус уже набрал пассажиров и устремился по фьорду. Это 6-ти часовый рейс и сколько он стоит не знаю.

До 9:00 было ещё много времени и мы готовили завтрак: гречку с сушёными овощами и колбасой. Потом не спеша собрались и в 8 часов вышли на пристань, до которой идти 5 минут. На этой стоянке мы наконец-то оставили свои посохи, прослужившие нам долго и верно. Мы уже пытались их оставить перед тем, как сесть в привезшую сюда машину, но водитель выскочил и затолкал их обратно в салон! У Славы посох из белого дерева, у меня – из красного. Тонкий и лёгкий, он выдерживал весь мой вес когда я опиралась на него. Спасибо нашим опорам.

На пристани мы устроились под навесом с чарующим албанским кофе, и ещё Слава купил турецких печений и греческих орешков – в Албании огромный выбор продуктов из стран Евросоюза.
Наконец началась посадка на паром. На нижнюю – грузовую палубу, заехали машины. Здесь нас обилетили – по 2,5 евро = 300 лек. На второй палубе находится бар, на третьей открытой – скамейки и столики, здесь мы и устроились.

Наконец-то отчалили и первую половину поездки мы ни разу не присели, а только переходили в разные места, чтобы получше увидеть чудо Комани!
Комани – это изумительно вырезанный каньон. Его воды так зеркальны, зелень окутывающа, а изгибы так резки, что постоянно кажется, что паром плывёт в берег. Только в последнюю минуту вдруг открывается поворот с проходом и корабль входит в очередной лабиринт. Когда смотришь прямо вперёд, то появляется ощущение, что кто-то медленно вращает калейдоскоп в котором рисунок всё время расширяется, при этом из середины выскальзывает всё новый бесконечный рисунок.

Комани – это затопленная, превращённая в водохранилище река. В начале каньон очень высок. Берега его красиво поросли лесом, попадаются далеко уходящие проходы. Струятся сверху источники и небольшие водопады, каменистые пляжи появляются у самой воды, а бывшие овраги уводят взгляд вглубь берега.

Ущелье выглядит диким и невиданно красивым. Иногда открывается вид на скалы со снегом, изредка появляются крохотные селения. Посреди каньона попадались крохотные лодочки с невозмутимыми рыбаками и не они нас, а мы их оплывали! Видели Мазая и коз – рогатые преспокойно занимали места в лодочке и парень куда-то их вёз.

Во время плаванья ощущается свежий запах воды, но чаще воздух был насыщен ароматом хвойных деревьев и можжевельника. Чем дальше, тем скалы становились ниже или уровень воды выше. Стали попадаться сёла и пологие берега, острые пики сменились плавными изгибами. Озеро Комани в Албании – обязательно для посещения.

Всё время плаванья мы провели на верхней палубе, иногда только бегая по ярусам в поисках ракурсов. Такими же впечатлёнными выглядели двое иностранцев – парень и девушка с внушительными фотоаппаратами.

Наконец мы увидели маленькую пристань, колоритно прилепившуюся к скалам. Здесь нет ярко выраженного берега и маленькая площадка сразу уходит в туннель, пробитый в горе, поэтому пристань с высоты парома слегка напоминает гнездо ласточки.

Паром причалил и мы решили спускаться вместе с местными, чтобы найти самый недорогой способ добраться до Шкодера. Как только мы ступили на берег, к нам сразу рванули таксисты в надежде заполучить по 5 евро. Нас закружил гам и вдруг, так же неожиданно, из него нас выдернули наши иностранцы-попутчики, предложив место в своей машине, которая тоже была на пароме.

Оказалось, что девушка хорошо говорит на русском. Говорит медленно, подбирая слова, но её словарь довольно богатый. На наш вопрос – откуда такое знание?! Она ответила – в школе преподавали. У нас бы так в школе английский преподавали!
Они оказались из Австрии, путешествуют через пять стран за две недели. Из-за этого они почти ничего не видят, всё в основном из окон машины. Девушка сказала, что больше не хочет так путешествовать и что будет выбирать другой, наверное, наш способ передвижения. К тому же она укачивается, так что мы научили её пользоваться пластырем. Прощаясь, мы дали свои координаты, чтобы помочь, если они будут в Украине.
А дальше начался серпантин. Каждый раз на горной дороге Албании я думала, что вот этот – уж точно самый ужасный! Но каждый следующий оказывался ещё хуже. Нынешний серпантин крутился почти 45 километров и был таким, что даже с пластырем я поплыла. Стояла ужасная жара, особенно ощутимая после прохлады гор. Вид за окном без конца вращался, пока не стал потихоньку сливаться и терять реальность.
Но всё таки пластырь сработал и я смогла доехать до Шкодера. Правда, как только наши благодетели уехали, я села в тени на рюкзак и полулёжа провела целый час, постепенно отходя от головокружительной дороги. Слава принёс холодный сок и он подбодрил, но я всё ещё была вялой. Как вдруг мимо проехал велосипед с тремя пассажирами – один крутил педали, второй сидел на багажнике, а третий на раме. Я потянулась за фотоаппаратом и неожиданно очнулась.
И мы пошли по улицам в поисках того хостела, который порекомендовал француз ещё на перевале. Слава до странности быстро двигался и сворачивал, пока наконец не ткнул в маленький щит на краю тротуара – там красовалось название нужного хостела и стрелка. Как его можно было найти?
Хостел оказался приятным, с садиком в стиле хиппи. В его тени расставлены диваны, подушки, мольберты и музыкальные инструменты. Нас поселили на втором этаже в просторной комнате по 13 евро.
Старинное здание хостела имеет несколько входов, в которых я сразу запуталась, а ещё его лестницы мраморные, а потолки очень высокие. Есть кухня, посуда и можно готовить. В хостеле живут белая собака и кошка, любящая поваляться на рецепшене.

Я уже на столько пришла в себя, что здесь же мы взяли напрокат велосипеды. По невнимательности я позволила дать себе первый попавшийся и когда мы поехали, то оказалось, что это двухподвес, очень тяжёлый, с грубой резиной и сломанными скоростями. У Славы велосипед оказался получше и ещё мой был жёлтого цвета, а у Славы – синего, как наш флаг. В довесок нам дали цепь с замком – килограмма на два.

У нас планировалась только одна ночёвка в Шкодере и нужно было многое успеть. Первым местом я выбрала Мост Меси – древнее каменное сооружение через реку Кир длиной 108 метров. Он находится в 8-ми км на северо-восток от Шкодера.
За время гор мы подзабыли, какое хаотичное движение на дорогах Албании, при этом каждый 10-й в Шкодере – велосипедист. Иногда на перекрёстках нас скапливалось больше десятка и что ещё интересно – кое-где попадались велодорожки! Каждые 20 метров на тротуарах устроены разнокалиберные велопарковки, усеянные велосипедами. Там, где мест уже не хватает, велосипеды просто прислоняют к деревьям или заборам. Велосипеды повсюду и они всех мастей!

Ехали по жаре и немного верх. Сначала проехали промышленный район с каменистой дорогой, потом частный сектор, где попадаются красивые дома для богатых автопутешественников.
Мы ехали и видели впереди синие горы с чёрными шапками туч. Там лил дождь, но мы были уже вне его досягаемости.

Наконец-то мост и как сказал Слава – «за шматок кишки – сим верст пишки».
Мост Меси – это старинное сооружение через уже сухое широкое русло. Он мог бы хорошо выглядеть, если б его как-то подать, а пока длинные арки теряются среди камней и зарослей. Мостом уже не пользуются – для движения рядом построили современный мост, и это ещё больше затирает в общем-то красивое сооружение.
Слава посидел наверху, а я полазила понизу и ещё раз убедилась, что умело сфотографированная достопримечательность на деле может оказаться гораздо проще своей рекламы, особенно, если убрать окружение.
Кладка моста хороша и красиво смотрятся ярко-красные цветы гранатов на фоне жёлтого камня. Но ансамбля нет, и это сглаживает впечатление.

Поехали обратно и возле хостела купили черешни. Два ящика стояли рядом – по 100 и по 200 лек, но разницы я не заметила. А вот покушать в Шкодере довольно проблематично. Очень много кафе, где подают кофе и чай, но нигде мы не смогли найти кафе а ля столовая. С трудом нашли фаст-фуд и купили нечто длинное, хлебо-колбасно-овощное.
Шкодер наполнен запахами. Кроме магнолий и кофе повсюду ещё аромат каких-то вьющихся цветов, так что воздух становится осязаемым.

Ещё я хотела увидеть крепость Розафа и Славе ничего не оставалось, как тащиться со мной. От нашего хостела туда 3 километра по извилистым улицам. Крепость стоит на скалистом холме у рек Боян и Дри. Она была заложена еще в III веке до нашей эры и это огромное сооружение к данному времени наполовину разрушилось. Но и наполовину сохранилось.
Каменистая дорога перешла в крутой траверс и скоро нам пришлось волочить велосипеды. Вдруг сверху нам помахали чтоб мы их оставили, и тогда Слава решил дальше не идти, а мне дал 2000 лек и сказал разменять их на входе – в Албании тяжело с крупными купюрами. Сам он остался фотографировать с высоты виды Шкодера.

Вход в крепость стоит 200 лек и на сдачу мне дали две нормальные купюры, а третью старую, мятую и рваную. Я сказала, что не возьму такую и тогда кассир дал другую – тонкую до прозрачности. Я и эту не взяла и тогда он сунул купюру, у которой защитные полосы висели как лапша. Так мы стояли минут пять и менялись, а подошедшие посетители с интересом наблюдали.
Крепость Розафа огромна. Она занимает очень большую территорию, относительно хорошо сохранились внутренний двор и окружающие стены. Много колодцев, некоторые даже с водой, хотя крепость стоит на вершине горы. Сверху открывается очень красивый вид и видна многокупольная Свинцовая Мечеть. Самое подходящее время для посещения – закат Солнца.

Когда мы вернулись в хостел, света в нём не было. Такие отключения мы уже встречали, они не долгие, но повсеместные. Неожиданно состоялась встреча с тем самым французом, который нас сюда направил – он первым узнал нас в тёмном коридоре! После обмена корявыми фразами мы пошли в номер, а нас догнала администратор и сказала, что теперь наше проживание будет по 10 евро! И ещё с нас не взяли за прокат велосипедов. Встреча в горах и украинский сыр поспособствовали маленькому чуду.
После утреннего головокружительного переезда кушать я могла только черешню, зато съела её много. Потом было трудно заставить себя идти стирать наши весьма запылённые вещи и даже принимать душ. День был длинным и насыщенным, а кровать белая и мягкая, так что отключилась я почти сразу, отдыхая за предыдущие дни.
Мы замкнули круг, теперь уже полностью закончив горную часть путешествия. Следующую часть мы собирались посвятить древним городам и переездам между ними.

Дополнительные фотографии Шкодера из нашего путешествия.