ЮВА-2012. Часть 7. Храмы Вьентьяна

22.06.2012
Утром мы первым делом узнали где находится прокат велосипедов и оказалось, что он всего в полуквартале от отеля. Мы пришли туда в 9:30, были первыми и смогли выбрать то, что там было получше. Все велосипеды были допотопными, без переключения скоростей, с низко вогнутой рамой и почти без тормозов, но мы были счастливы, что теперь не придётся ходить пешком! А плата оказалось и вовсе смешной – по 10 гривен с велосипеда и это до 10 вечера!
Ещё с нас потребовали паспорт, чему я в чужой стране большая противница. Правда, как показала дальнейшая практика, в ЮВА это безопасно, но на тот момент мне совсем не хотелось отдавать в залог свой паспорт, поэтому я всунула украинский, без которого, если что, могла и обойтись.
Сидеть на лаосских велосипедах пришлось непривычно ровно, и я себя чувствовала цаплей или как будто рыбу-меч проглотила. Спереди прицеплена корзинка, а ещё дают одну цепочку с замком на двоих.
И покатили мы по улицам столицы, и удобство такого передвижения оценили прямо сразу.
Мы заехали на Утренний рынок, где ещё прикупили фруктов и очень вкусных булок с цветными цукатами. Купили их потому, что они единственные были в упаковке, остальное лежало навалом, и их вкус превзошёл все ожидания! Похоже, здесь не добавляют добавки и улучшители – это были сдобные булки, ароматные, вкусные и не черствеющие.
В Лаосе очень удобная валюта – надо отнимать от цены три ноля и получается цена в гривнах. Например, купили мы красные волосатые фрукты за 7000 кип. Отнимаем три ноля и получаем 7 гривен! Купили связку бананов за 5000 – это 5 гривен, а три чищеных ананаса стоили 10000 – это всего лишь 10 гривен.
Ещё оказалось, что Лаос – это фруктовый рай. Нам очень понравилось покупать чищеные ананасы на льду. Их кладут в пакетик вместе с деревянной палочкой, которой пользуешься как вилкой. Прохладная мякоть замечательно утоляет жажду. Кстати, мы покупали и целые ананасы, но тогда язык от кислоты становится как подошва. Похоже те, кто их чистит, знает что надо вырезать, чтобы убрать кислоту. Ананасы продаются навалом из прицепов и стоят в среднем по доллару штука. И какие же они спелые, какие ароматные…

Вьентьян. Покупка ананасов

Ещё Слава решил купить местный борщик – так это выглядело по цвету. Но нам сказали – едьте дальше и не дали нам борща! Продавец отказался нам его продавать! Забегая наперед, хочу сказать, что Слава поел таки в другом месте такой борщик и поплатился потом расстройством.
«Утренний рынок» примыкает к пригородной автостанции, где цены на билеты самые невысокие. Вообще дальше мы собирались ехать в Луанг-Прабанг, славящийся своими храмовыми комплексами, но когда увидели карту… Оказалось, что до него нам придётся часов 12 ехать по серпантину горной дороги. Мы задумались, так как не были уверены в своих силах. К счастью, я разыскала сведения о некоем Ванг-Вьенге, находящемся посредине пути и предложила сначала приехать туда, отдохнуть-переночевать и потом уже ехать дальше.
Плохо разбираясь в местных расписаниях, я неожиданно нашла способ, чтобы эту проблему кто-то решил за меня.
Вьентьян. Расписание автобусов (2012)

На каждой станции есть смотритель. Подойдя к большой карте на стене, я стала её разглядывать чуть ли не открыв рот, и на мой растерянный вид быстро отреагировал местный смотритель, который сумел не только понять, что мне надо, а и разъяснить рейсы, плату и время поездок. Жители Лаоса в основном добросердечные. Они ведут себя так же мягко как и разговаривают, вежливы и отзывчивы, и почти у каждого можно попросить разъяснения или помощи.
Но даже разобравшись в расписании, купили мы купили билеты в соседнем отеле – разница в цене была маленькой, зато не надо было пол часа тащиться утром до вокзала с рюкзаками. Автобус с вокзала уходил в 7 и в 9:30 утра, мы поленились и потом об этом пожалели. Билет стоил 35000 кип.
Ещё мы узнали, что в соседнем отеле номера тоже по 7 долларов, но при этом без кондиционера и с общим туалетом в коридоре. А у нас хоть и почти в комнате, зато бегать никуда не надо. Должна сказать, что в поездку я взяла с собой бутылочку со спиртом и в каждом отеле мыла круг унитаза, а потом ещё сверху протирала спиртом, и только потом разрешала пользоваться :)
На велосипедах жизнь стала веселее. Разобравшись с текущими делами, мы вкатились в первый же попавшийся храмовый комплекс, оказавшийся большой местной достопримечательностью – где-то в его глубинах находится фаллическая колонна с обитающим внутри духом. Во дворе храма, в уютном соседстве с Буддой, стояла большая невозмутимая птица. Никуда не улетала, почти не двигалась, казалась равнодушной, но иногда косила лукавым глазом.
Вьентьян. Птица около статуи Будды

Во дворе храма было невероятно много золотых Будд, чудищ и котов. А внутри множество цветов и ароматных свечей.
Храм впечатляет своим убранством и особенностями, особенно мне понравились металлические гонги. Каждый гонг издаёт свой звук, который дрожит и разливается в воздухе, затихая очень медленно и вызывая мистическое ощущение.
Понравился дедушка, моющий решётки на окнах – он набирал в рот воды и плевал на них, потом растирая тряпочкой.
Храмы Вьентьяна

Дальше мы поехали к очередной достопримечательности из обозначенных на карте. Теперь, когда передвигаться стало легче, мы больше обращали внимание на гигантские пальмы, увешанные кокосовыми орехами, на яркие орхидеи опутывающие деревья, на людей, транспорт и просто на вид домов.
Проехали через территорию музея, который был на обеде, но поскольку я больше люблю музеи под открытым небом, то мне понравилось.
Вьентьян - перекресток

Потом я увидела за забором старый парк, и мы пролезли туда в найденную калитку. Там оказался старый сад с очень большими деревьями – одно из них можно было обхватить только вшестером. Здесь было очень тенисто, с деревьев свисали воздушные корни и здесь мы отдохнули и подкрепились. Конечно, здесь тоже был храм, тихо ходили монахи и что было приятно – никто нас никогда и ниоткуда не прогонял.
Вьентьян. Дерево с лианами

Дальше мы поехали в очень большой комплекс, о котором прочитали в Интернете. Слава не очень хотел, но я потянула и правильно сделала.
Перед нами открылась большая площадь, в центре которой, за высоким забором мы увидели неимоверно большую золотую пагоду и огромного лежащего золотого Будду.
Возле входа тётки продают птичек из клеток – их выпускают на счастье. Мы купили пару воробушков за 2,5 доллара и они полетели в небо лёгкими стрелами.
За вход на территорию заплатили по 5000 кип, оставив сцепленные цепочкой велосипеды у входа. Внутри первой притягивала взгляд большая зеленая лужайка и уже на ней – золотая пагода, высокая и крутая как гора! Зрелище тихое в своей величественности, особенно на фоне серого неба и дождевых облаков. Очень стоит посетить.
Вьентьян. Золотая пагода

Выйдя и снова оседлав велосипеды, мы поехали к лежащему Будде. Сначала ехали через дворы храмов – красивых, зелёных, с прекрасными чудными фигурами и даже декоративными петухами и курами. Всё выложено красной плиткой – цвета лаосской земли, и сочные сочетания красного, золотого и зелёного производят яркое впечатление.
Лежащий Будда очень огромен. Он уютно лежит в полном покое в конце зелёной аллеи. Трава тянется к его подножию как бархатный ковёр, а расстилающееся за его спиной небо ничего на заслоняет и поэтому кажется, что Будда лежит на высокой горе. Пространство здесь велико, и странным образом Будда кажется от этого даже ещё больше. Фигура выглядит очень мирной, голова покоится на руке, и вокруг тишина и покой, разливающиеся по всему Лаосу.
Голова спящего Будды
Спящий Будда

Потом мы решили успеть в ещё один музей и покатили быстрее. Храм называется «Храм изумрудного Будды», только Будды там сейчас нет – его давно уже вывезли. Мы успели за час до закрытия, за вход тоже заплатили по 0,6 доллара и я очень рада, что мы туда попали.
Этот храм мне очень понравился тем, что был совсем без позолоты. Он очень древний, выстроен из красного камня, красных кирпичей и полы покрыты красной плиткой – цвета не яркого, но глубокого. Фигуры из чего-то под бронзу, а тёмные стены очень красиво окаймляют цветы и деревья окружающего сада.
Драконы из серого камня стекают по древним лестницам, застыли огромные черепахи, в входы охраняют львиные собаки – это красивый комплекс, да к тому же с красивым парком.
Вьентьян. Храм-музей

Потом мы снова поехали на набережную, где уже собирались люди. Проехали её всю в обе стороны, нашли места, которые ещё не видели, с парками и фонтанами. Звучала музыка, гуляли люди.
Здесь ещё накупили много фруктов, полностью набив свои вело-корзины. Но от разнообразия невиданных форм глаза разбегались и всё хотелось попробовать, тем более, что цена 1-1,5 доллара за килограмм.
Пока катались по улицам, обнаружили что-то вроде широкого проспекта и заинтересовавшись, поехали по нему. И вот впереди, прямо посреди проспекта, вырос зелёный остров. Перед ним проспект разделялся на две улицы поуже, и огибал его. А над островом поднимались то ли громадные ворота, то ли арка. Серый с красноватым отливом камень, прекрасная лепка и резьба делали это сооружение внушительным и красивым. А роскошный сквер вокруг оттенял и углублял монументальность арки. После тех провинциальных улиц, которые мы видели во Вьентяне раньше, это место было именно столичным и даже машины вокруг были солидней.
Один из центральных проспектов столицы Лаоса

Проехав под аркой, мы увидели большой фонтан, море цветов, лавочки, пышные пальмы, искусно подстриженные или оставленные буйно расти деревья и гуляющих в свежести, созданной фонтаном, людей.
Это было похоже на площадь, вдруг опустившуюся посреди города, посреди автотранспортного движения и суеты. Очень неожиданное архитектурное решение, но несомненно красивое.
Вроде на этой арке есть смотровая площадка, но мы приехали уже поздно. Мы катались, смотрели, отдыхали и были рады, что увидели эту часть столицы.
Вьентьян. Арка

Быстро темнело, мы сдали велосипеды и снова пошли к Меконгу. Неожиданно нам попалась высокая арка – почти напротив нашей гостиницы, которую мы раньше не замечали. Оказалось, что здесь находится китайский храм и таинственно светились рубиновым глаза драконов.
Хотели ещё спуститься к Меконгу, но повстречали несколько комаров, а поскольку мы очень боялись малярии, то поспешили назад. Зато купили истинно лаосский сарафан – такой расцветки и удивительной лёгкости ткани я ни здесь, ни у нас не встречала.
Вьентьян. Ира

Поужинать решили в расположенном на тротуаре кафе. Что-то положительное я читала про местную рыбу, поэтому заказала себе жареной рыбы на палочке. Её зажарили прямо при мне, на углях и принесли очень аппетитную, шкварчащую и загорелую.
Помня о косточках, ела аккуратно, но потом неосторожно положила вилку на косточки, потом что-то ею подцепила и таким образом тонкая как волос кость оказалась у меня в горле. При чём застряла накрепко! Дома я бы проглотила хлебную корочку, но здесь-то хлеба не дают! Слава так перепугался, что даже не мог больше есть и стал порываться бежать искать то корочку, то больницу, а я пыталась вытащить косточку пальцами.
Устав от попыток, я вдруг решила идти к местной поварихе и просить о помощи. Мне это прекрасно удалось сделать, передавая ситуацию жестами. То ли по доброте своей, то ли ещё прочему, но они так переполошились, что я аж испугалась. Они всё бросили и побежали за какой-то женщиной. Они объяснили ей в чём дело, она бегом открыла большую кастрюлю с клейким варёным рисом и показала, что надо скатать плотный шарик и проглотить его.
Я стала катать сначала маленькие шарики, но результата не было, потом больше, так что уже и глотать их не могла. Но вот ещё пара шариков и я почувствовала, что кость ушла! Место болело и я оказалась перед выбором – глотнуть для дезинфекции разбавленного спирта или разжевать стрептоцид? :) Выбрала стрептоцид – и вкуснее, и экономия спирта.
Жаренная рыба с косточками - уличная лаосская еда во Вьентьяне

Я сходила и рассказала о своей победе тайкам, они обрадовались и заулыбались.
Я уже знала слова «капчай лалай» – это спасибо большое, и они пришли в восторг услышав их. Потом мне не раз приходилось вдеть радость людей, слышавших родную речь от иностранца, который удосужился выучить пусть всего несколько слов на их языке.
Мы продолжили ужин, и тут к нашему столику подошёл ребёнок и стал что-то просить, показывая на стол. На столе уже ничего не было, и мы никак не могли понять что ему нужно. И только потом мы сообразили, что он просит голову от рыбы! Нам стало неловко, что он просил не денег, а объедки, и конечно, отдали. Не всё прекрасно в этом королевстве…….
Было уже часов девять и вечер впервые принёс лёгкую прохладу. Климат здесь приятнее, чем в Бангкоке, немного меньше влажность. Прогуливаясь по сверкающей цветными огнями набережной, мы купили что-то жареное над углями на палочке. Это оказалась лепешка из риса. Сначала вкус был непонятным, но когда распробовали, то оказалось вкусно, немного солёненький и напоминал крепко зажаренную рыбу.
В этот вечер нам даже удалось по Скайпу связаться с домом. Было удивительно, что у них ярко светит за окном Солнце, а у нас уже давно темно. Мы опережали Украину на 4 часа.
На следующее утро нам предстояло двигаться дальше. Думаю, что за два насыщенных дня мы увидели лучшее, что есть во Вьентьяне: совершенно особые храмовые комплексы, чудесную набережную, новых людей и ни на что не похожую столицу.
На дорогах Лаоса...

Ещё фотографии к этой статье

И ещё фотографии Вьентьяна к этой статье