ЮВА-2012. Часть 18. Первый день в Ангкоре

01.07.2012
В 6:30 подъём у нас получился. Вообще-то положено стараться встать пораньше, чтобы попасть в Ангкор на рассвете, но во-первых, мы устали, во-вторых – до него километров 7 и мы ещё пока не знали, как туда добираться, и в третьих – лето – это не сезон и почти постоянная облачность всё равно не покажет восходящего Солнца.
Около восьми мы вышли из номера на поиск решения четырёх задач: позавтракать, раздобыть велосипеды, запастись водой и узнать где здесь что.
Но первой нам попалась карта, которую и купили за два доллара. Здесь есть супермаркеты, значит с водой проблем не будет. Правда, цены довольно высокие и указаны в долларах.
Найти прокат велосипедов труда не составляло, вот только все они были городские – неудобные и без переключения скоростей, а расстояния нам предстояли немалые, поэтому мы продолжали искать. Наконец возле многоэтажного отеля попалось что-то приличное, хотя в посадке не очень удобное. За прокат требовали по 5 долларов в день, хотя обычные здесь цены – 3 доллара, при этом на ночь велосипеды возвращать и отдать в залог оба наших паспорта. Оставаться обоим без паспортов в чужой стране было как-то страшновато, поэтому мы решили поискать дальше.
Пройдя совсем немного, на углу, нашим глазам открылось огромное количество самых разных велосипедов, в частности Giant. Попробовали – посадка удобная, скорости переключаются, а позже мы даже обнаружили всякие бумажные этикетки и пришли к выводу, что мы первые седоки на этих велосипедах! Они и выглядели новенькими, и работали хорошо. За них тоже просили по пять долларов, но неожиданно Слава поторговался и мы получили два велосипеда на три дня, с разрешением забирать их на ночь в гостиницу, за 25 долларов и один паспорт. В придачу нам дали по бутылке воды – в качестве угощения.
Уже на велосипедах мы быстро нашли маленькое открытое кафе, где за три доллара на двоих получили по огромной тарелке плова с курицей и тарелке бульона. А чай подали прямо в чайнике – пей сколько влезет. Получилось, что досыта наелись на 12 гривен каждый. Запасшись печеньем, мы поехали искать Ангкор.

Добро пожаловать в Ангкор

Мы мчались на своих новеньких велосипедах и это было чрезвычайно приятно! После всех тех милых, забавных, но чрезвычайно неудобных велосипедов, я сама себе казалась птицей, летящей над улицами! Прикосновение к педалям наконец-то обрело сильное движение, чуткий руль, прекрасные тормоза, удобное лавирование – это было идеально. Видимо, такое здесь в новинку, потому что мы привлекали внимание практически всех прохожих!
Мы ехали по улицам, наслаждаясь быстрым движением и наконец выехали за город. До Ангкора простиралась красивая длинная аллея высоких деревьев, дарующих тень. Через некоторое время в чащах кустов и травы стали виднеться небольшие экзотические развалины.
Дорогами Ангкора

Ещё раньше я вспомнила, как читала о том, что билеты в Ангкор продаются только в двух местах, и они совсем не возле входа. Но Слава не поверил, и зря. На пропускном пункте у нас спросили билеты и, конечно, у нас их не оказалось.
Тут же работала местная мафия на мопедах. Они караулили таких олухов как мы, и за три доллара прелагали свозить на билетный пункт. Мы решили, что Слава съездит и возьмет два билета, но оказалось, что для билетов на месте делают фото, поэтому ехать нужно обоим. При этом заплатить по три доллара с носа за проезд и плюс придётся бросить велосипеды – в нашем случае весьма дорогие. Мопедисты уверяли, что без них мы потеряем час, но в итоге, даже с учетом того, что мы заблудились, поехав не по той дороге, пять минут пробыли на месте, и сделав страшненькие фотографии с веб-камеры, оформились, заплатили, а потом вернулись уже по правильной дороге, на всё ушло только пол часа. Билеты в Ангкор можно взять на один день или на три. На три в общей сложности дешевле, чем брать каждый день новый билет. Надо ещё рассказать, что же такое Ангкор.
Ангкор – это бесценное сокровище кхмерской культуры. Когда-то это был огромный город, но до наших дней он дошёл как город-храм. Всё, что было из дерева, за века поглотили джунгли, а вот каменные храмы остались. Размеры комплекса Ангкор поражают – он растянулся на 24 км с запада на восток и на 8 км с севера на юг. Четыреста лет пробыл этот город в забвении, джунгли вступили в него, скрыв от людей.
Хотя около 150 лет назад Ангкор заново открыли, но расчистить его от джунглей местные жители не могли – Камбоджа не могла позволить себе такие расходы, поэтому посещать этот блистательный шедевр азиатской архитектуры могли только исследователи. И только в декабре 1992 года ЮНЕСКО включила его в список мировых памятников культурного наследия, а через год в Токио был создан Международный координационный комитет, поставивший своей целью возродить былое великолепие Ангкора. В это место мы и ехали теперь и не могли в это поверить.

Аллея к храмам
Сначала мы оказались на аллее, ведущей к храмам. Нас окружали огромные, стройные и прекрасные деревья, мы настраивались на встречу с величием времени, но первой оказалась встреча с обезьянами. Они потешно сидели на обочине и – попрошайничали! Но делали это спокойно, без суеты. Некоторые были с детёнышами, а одна очень упитанная обезьяна выглядела такой милой, что привлекала все удивлённые восклицания и взгляды. И мы там застряли. Никогда нам ещё не приходилось видеть так близко обезьян, являющимися просто свободными животными – как собаки или кошки.
Камбоджа. Ангкорская обезьянка

Наконец мы снова двинулись в путь. Справа тянулся огромный водоём, на другой стороне которого высился немыслимо впечатляющий храм – тот, который является символом Камбоджи. Меня порадовало отсутствие позолоты и кажущаяся благородной облезлость. Просто камень потемнел местами, а местами был отреставрирован. В этот храм можно перейти только по мосту и с велосипедами не пускают. Поэтому пришлось оставить их на площади, связав цепочкой. На площади было неимоверно шумно, всюду сновали продавцы воды и каких-то побрякушек. Одна из них всё-таки навязала нам воду, пообещав что за это будет приглядывать за нашими велосипедами. Мы купились, но на самом деле за ними никто не приглядывал, правда, их никто и не взял. Поскольку я ещё не знала о здешних нравах, а начиталась страхов не мало, то первая встреча с храмом Ангкора получилась смазанной.

Ангкор-Ват
Этим первым храмом оказался Ангкор-Ват, являющийся самым большим сакральным зданием в мире. Это удивительно элегантное и гармоничное сооружение. Его размеры огромны, его башни прекрасны! Они настолько индивидуальны, что даже нанесены на флаг Камбоджи, и это оправданно.
Ангкор Ват

Высота центральной башни 65 метров, её ещё окружают четыре поменьше, составляя композицию в форме лотоса. На фоне неба, в обрамлении роскошных пальм и яркой травы, это тёмное великолепие выглядело одновременно мощно и утонченно. Тонкая резьба вилась по камням, восседали на ступенях невиданные звери, благородство камня не унижала позолота, а невероятное количество рисунков и барельефов было к месту даже при том, что иногда они полностью покрывали стены. Я была потрясена прекрасными рисунками на камнях. Их хотелось касаться, они ласкали взгляд, они притягивали и даже околдовывали.
Камбоджа. Ангкор Ват

Ангкор-Ват очень большой. Его размеры: 1500×1300 м и он занимает площадь 200 гектар. По периметру храм окружен рвом с водой, длина которого 3,6 км, а ширина – 190 м. Этот храм сохранился лучше всех во многом благодаря именно этому рву – он хоть немного останавливал наступление джунглей. Ещё благодаря этому храм не был полностью заброшен, и это как-то странно ощущается. Не увидишь – не поймёшь, это относится ко всему Ангкору в целом.
Мы слишком резко попали в этот мир, поэтому никак не могли осознать, где находимся. Ещё добавлю, что на башни меня не пустили. Они являются святилищем, а я была в майке. Так что в следующие дни я возила с собой рубашку.
Туристов здесь очень много! И с гидами, и без. Наверное, ещё и это не давало настроиться на нужный лад. И ещё – жарко. Очень жарко.
Мне очень понравилось, как правильно украшают храм пальмы – на своих длинных тонких ногах они не закрывают здание, а только зелёным фонтаном раскидывают листья высоко вверху, вплетая свою красоту в тысячелетнюю величавость камня и голубизну неба.
Камбоджа. Ангкор Ват

Здесь мы сделали одно неожиданное дело – взяли геокэшерский тайник. Это очень странно, когда находишься от дома так далеко. В огромном парке при Ангкор-Вате, где люди почти не встречаются, мы с помощью навигатора нашли дерево, из дупла которого Слава достал коробочку. Внутри оказался такой хлам, что совершенно нечего было взять. Я понимаю, что игра на поиск, но хоть что-то маленькое-приятное ведь можно туда положить, а не то, что и выбросить не жалко или нашли на свалке. Ведь так интересно было бы что-то привезти именно на память из такого места!
Дерево с геокэшерским тайником Ангкор Ват

После парка я заторопилась к велосипедам. Мы перешли через ров и обнаружили их там где оставили, среди всё той же толкотни торгующих.
Меня очередной раз умилила манера Славы в разговорах с местными переходить с английского на русский. Когда на него снова налетела торговка, то сначала он начал говорить с ней на английском, а потом незаметно стал втолковывать на русском, что нам ничего не надо, и всё это серьёзно и обстоятельно.

Мосты, дороги и храмы
Сев на велосипеды, дальше мы просто покатили по дороге. Нам попался замечательный знак: «Осторожно, слоны». Сначала я понадеялась, что они здесь просто так ходят, как и обезьяны, но всё-таки, одетые в попоны, они катают людей. После того, как мы час ездили на слонах через джунгли, местное развлечение показалось нам совсем детским.
Скоро мы заметили башню, наверное, пагоду. После шумного столпотворения она привлекала своей пустотой и уединением. Слегка краснели её камни на фоне сумрачного неба, а крутые ступени мелко покрывала трава, и делала их похожими на ковёр. Мы осторожно забрались наверх, по пути удивляясь древнему искусству, которое отражалось в каждом кирпичике любовно выложенных стен. Просто гладких стен было мало, по разному укладывая кирпичи и камни, строители достигали того, что всё становилось резным и ступенчатым. Сама структура стен была их украшением. А ведь были ещё и надписи, и фигуры, и барельефы…
Ангкор. Храм без туристов

Стоя наверху, мы чётко увидели, что от пагоды раньше была дорога – по её пути располагалось несколько небольших руин. Сохранилось также три углубления, бывших, возможно, небольшими озёрами – сейчас в них ярко зеленела трава. Снизу ничего этого не было видно. На самом верху внутри пагоды обнаружилась комната с высоченным потолком.
Ступени на пагоду есть со всех четырёх сторон света, при этом они как будто рассчитаны на очень маленькую ногу. Ступня уходила в глубину меньше чем на половину, поэтому поднимались мы цепляясь и руками, и ногами. А вот вниз можно было спускаться только боком, иначе легко соскользнуть и улететь, достаточно быстро и далеко, тем более что камни были гладкими и чуть покосыми.
Пока мы любовались красотой пагоды и подошедшими вплотную джунглями, начался дождь. Сначала он показался нам небольшим, но скоро превратился в настоящий тропический ливень. Он нёсся не сверху вниз, а какими-то боковыми волнами. Даже без Солнца и без того яркая зелень стала ещё ярче, хотя казалось, что это уже невозможно. Мокрый камень стал ещё красивее, прибавился особый блеск и отражения. И мы наконец-то начали проникаться осознанием, где мы находимся, какие древние стены нас окружают и какая богатая история пропитала здесь землю и камни!
Наверху храма без туристов
Вид с верха храма без туристов

Минут через 15 ливень прекратился и мы осторожно слезли вниз, к нашим мокрым велосипедам. Поехали сначала по траве, не выезжая на раскисшую дорогу, и нашли ещё одну пагоду. И снова пошёл ливень, и мы снова спрятались под каменную защиту. Стояли и смотрели на красную землю, на красные стены, на колышущиеся ливневые струи. Отсюда было видно большое озеро и состояние стало созерцательно романтичным.
Следующим потрясающим зрелищем была дорога, которую обрамляли фигуры из камня, тянущие огромного змея. Это красиво и восхитительно, наши дороги даже сравниться не могут с творением древних! В конце оказались ворота, конечно, тоже необычные. Это была высокая башня, и с её высоты, со всех четырёх сторон, смотрели, чуть улыбаясь, каменные лики. Внизу ворот головы и хоботы исполинских слонов образовывали странные беседки. Замшелость камней только украшала это необычайное сооружение.
Я забралась по ступеням рядом с воротами-башней. Там что-то вроде городской стены, хотя город продолжается дальше. Там я увидела большие деревья с гибкими корнями, толстыми змеями расползающихся по траве.
Ангкор. Въездные ворота

За воротами первыми привлекли внимание удивительные, очень высокие деревья. У них были очень светлые стволы со странной структурой. Как будто они состояли не из единого материала, а их сплели из многих тонких стволов. Я оглянулась – на меня взирало лицо с башни – с широким носом и губами, с чуть раскосыми глазами и затаённой улыбкой. Красиво, таинственно и очень чувственно.
А чуть дальше мы снова попали к обезьянам. Эти вели себя совсем не так прилично, как первые. Они требовали, они кричали и даже запрыгивали на людей! На спинах мамаш разъезжали крохотные малыши, и тут останавливалось очень много машин и мопедов с туристами. Джунгли здесь были почему-то огорожены, со знаками, предлагающими туда не ходить.
Ангкор. Фотографирование обезьян
Камбоджийская обезьяна

Храм Байон
Следующим храмом стал храм Байон. Его считают мистическим центром кхмерской империи. Он весь заполнен различными символами, барельефами, выпуклыми лицами, и всего этого так много, как крема на свадебном пироге. Кажется, что здесь застроен каждый сантиметр! Даже во всём многообразия храмов Ангкора он выделяется необычностью и уникальностью.

Храм старательно восстанавливают, но отстроить его методом древних не могут. В те времена не использовали цемент или подобных растворов. Камни обтачивали почти с ювелирной точностью и соединяли по принципу замка.
Байон состоит из трёх уровней. Первый и второй представляют собой галереи, колонны, лестницы, лабиринты, а также диковинные украшения, резьбу и роспись, рассказывающие о мире древних. А над третьим уровнем высится шестнадцатисторонняя башня – глазам это очень непривычно. Башен в этом храме очень много, уже восстановили больше пятидесяти, и до сих пор не знают, сколько их ещё будет.
Больших каменных лиц здесь потрясающе много. Где ни встанешь, на тебя смотрит лицо. Построен храм в честь короля Джаваярмана VII. Его лицо с таинственной улыбкой, может поспорить с улыбкой Джоконды, и на мой взгляд, выигрывает. Также удивительны лица танцующих каменных женщин, и женщин, замерших в нишах. По каменным ветвям струятся каменные листья и раскрываются цветы.
Храм Байон

Внутри комплекса так красиво, что я аж заикалась, когда там говорила. Но трудно представить, чтобы здесь молились, на столько густо от рисунков и барельефов. Резьба на стенах просто потрясающая! Толстые плиты пола образуют такие прекрасные дороги, что уходить не хочется. А лужи после недавнего дождя делают их ещё красивее. Всё хорошо, всё дивно, только – жара. Она так утомляет, что отнимает часть глубины впечатлений.
Описывать Ангкор никого не повторяя чрезвычайно трудно, а своими словами – почти невозможно. Слишком фантастично то, что вставало перед глазами, слишком непривычны линии, слишком красивы и утончённы древние.

Дальше мы катились, выбирая только малолюдные храмы. К каждому храму идёт прекрасная, ровная как стрела дорога. Храм в её конце открывается глазам в величественной и при этом лёгкой красоте. В обрамлении искрящейся травы и стройных деревьев, приподнятая над землёй дорога выглядит торжественно и особенно красиво. Давно ушедшие кхмеры тонко чувствовали красоту, и я с исключительным уважением думала об их искусствах и умении.
Храмы Ангкора

Почти все такие дороги, там где это сохранилось, окаймляли невысокие колоннады или длинные каменные змеи, похожие на кобр. Этот элемент повсеместно присутствует у кхмеров. Например, тот змей, которого мы видели вдоль моста и который перетягивали каменные фигуры, повествует о далёких временах…
Содержащая напиток бессмертия священная ваза находилась глубоко на дне молочного моря. Боги и демоны решили, объединив усилия, сбить это море и завладеть напитком. Для этого они использовали гору Мандака. Чтобы привести её в движение, мифическая змея Васуки обвила гору кольцами своего тела, а боги и демоны по-переменно тянули её за хвост и за голову. Вишну же, в образе человека, руководил их действиями.
В какой-то момент гора чуть не провалилась в море и тогда Вишну, приняв образ черепахи, подставил свой панцирь под гору и восстановил равновесие. Из молочного моря появилась серебряная чаша с напитком бессмертия, которую протянул богам чёрный юноша. Демоны хотели завладеть напитком, но Вишну принял образ женщины потрясающей красоты, и очарованные демоны забыли о чаше, которая благо¬даря этой уловке досталась Богам.
Были тогда ещё и стрелы, превращающиеся в змей, и очень важная нага – стилизованная кобра – бог подземных сфер, божество вод; на змее возлежит Вишну, на кольцах свернувшейся змеи сидит Будда, в то время как капюшоны её голов укрывают его от дождя…
Ангкор. Камбоджа
Камбоджа. Ангкор

Та Пром
Дальше планомерного осмотра не получилось, хотя я уже втянулась и этого хотела, потому что Слава стал рваться к очень известному храму, который не полностью расчистили от ходящих деревьев. Они вползли на стены и своим многотонным весом постепенно их разрушали, как разрушили уже много других стен.
По пути, около дороги, на каменных остатках мы увидели первые такие деревья. Они удивительно светлые, почти белые. Их длиннейшие гибкие корни змеями скользили по камням, вызывая странное чувство содрогания. Если бы они не были такого неестественного цвета, этого бы не было, а так действительно было что-то пугающее в белых извивах на тёмных камнях.
Наконец мы возле храма Та Пром или Та Прум. Уже здесь появляются исполинские деревья, в складках которых я могла спрятаться целиком. Вообще трудно даже поверить, что может вырасти такая громада. Некоторые деревья сидели верхом на стенах, свесив ноги с обеих сторон. Ещё десятки или может сотни лет – и дерево окажется за забором. Что для них человеческий век?
Та Пром

Опять бросив велосипеды, правда, пристегнув к какому-то столбику, мы вошли на территорию храма. Вообще очень удобен этот общий билет – зашёл в Ангкор и уже не нужно нигде платить. Правда, на входе в особые храмы билет могут проверить, так что наличие должно быть. Штраф – гораздо дороже цены, поэтому рисковать не стоит. Интересно, что по центральной дороге местные ездят по окрестным деревням. Конечно, они ничего не платят, но нам прикинуться местными совершенно невозможно.
Камбоджа. Ангкор
Ангкор. Камбоджа

Храмовый комплекс официальные данные характеризуют так: «На территории проживало 12640 человек, служило 18 верховных жрецов, 2740 священнослужителей, 2232 прислужника и 615 танцовщиц. Храму подчинялось 3140 деревень с населением в 79365 человек и 102 больницы». Впечатляет, особенно наличие такого количество больниц – о людях, похоже, тогда заботились может получше, чем сейчас.
Под сводами фантастических деревьев, а значит и на территории храма, постоянный сумрак. То тут, то там светлые гигантские корни хищно ползут по камням. Кажется просто дикой такая их способность! Вообще-то изначально было решено очистить храм от разрушителей, но оказалось, что они своими корнями удерживают каменные плиты. Поэтому убрали только то, что мешало ходить, оставив гигантам их добычу. Надо сказать, что без них этот храм потерял бы свою индивидуальность и особую привлекательность. Когда я представляю, как Киплинг бродил здесь, ещё в тиши, без чириканья и фотовспышек туристов, я завидую ему. Он поселил здесь Маугли, и читанная ещё в детстве книга вспоминалась так сильно, что стало понятно, почему такое впечатление она произвела ещё тогда. Ну могла ли я подумать, что окажусь в этих стенах? Это даже не мечта, это странность мира и пути неисповедимые.
Та Пром

Масса деревьев и корней с виду на столько невероятна, что просто невозможно представить, как это всё здесь разрасталось. Хотелось бы увидеть ускоренную сотни-столетнюю съёмку. По некоторым сведениям, одно дерево может поглотить другое в своём неустанном росте-движении. Некоторые из них выглядели пугающими осьминогами, выбравшимися из бездонной пучины. Это красиво и это страшно.

Но ошибка в спешке посетить Та Пром именно в этот день, была. Рано наступающий вечер быстро усиливал сумерки и от этого страдало качество фото. Слава прямо от входа взял быстрый темп в поисках середины храма с одним из самых впечатляющих деревьев-спрутов. По пути нам попадались впечатляющие громадины, смотреть было дико интересно, но я нигде не могла остановиться, хотя очень хотелось постепенно приближаться к сердцу храма.
Но плюс от спешки всё-таки был, только он чуть позже нам показался. А пока мы бежали и пытались делать фото без туристов, которые буквально облепляли места с деревьями. Некоторых я даже сгоняла, потому что они не просто фотографировались, а устраивали выпендрёж, кривляясь, неестественно выгибаясь, принимая глупые позы, прыгая и делая, кажется, по сто кадров. Мало того, что современные люди вообще смотрятся на этом фоне неуместно, эти были вообще как минимум глупые. Кстати, даже образовывались очереди.
Ещё одним удивительным украшением храма были попугаи. Их было мало видно, зато слышно, и только иногда они яркими сполохами перелетали над нами. Но их непривычный для наших ушей говор добавлял необычности в общую картину.
Когда мы галопом осмотрели главные деревья, начался дождь. Плюс состоял в том, что мы до него успели сделать свои снимки. Мы спрятались в развалинах, но дождь так усилился, что это уже не спасало. Прямо на глазах уровень воды повышался каждые пять минут сантиметров на пять, и когда он достиг уже 20 сантиметров, мы надели свои хоббитские до пола плащи-пончо и побрели к велосипедам. Плащи, которые здесь носят люди, тонкие, часто прозрачные, короткие и вообще небольшие. Наши же были из разряда туристических, в них мы лазили по горам в ливень и снег, укрывая не только себя, но и большие рюкзаки, так что вид у нас был для этой местности довольно фантастический.
Мы помчались в сплошном ливне, подымая волны и брызги, и повизгивая от удовольствия. Лужи стали яркого рыжего цвета, как будто кто-то вылил в них целые бочки с ржавчиной. Было удивительно, что столько воды может натечь с неба, да ещё и так быстро. Широкие, просторные, зелёный и фиолетовый плащи развевались, чем привлекали повсеместное внимание.
В таком климате даже при дожде не приходит прохлада, так что крутить педали нам продолжало быть жарко, хотя дышать, конечно, стало значительно легче. Было невероятно романтично ехать через такие необыкновенные места, мимо джунглей и храмов, в наступающем вечере.
Ангкор

Мы думали, что дождь закончится по дороге, но уже проехали аллею, въехали в город, а он всё поливал нас и Камбоджу. Уже в самом Сием Рипе Слава по навигатору определил где наша гостиница – в запутанных переулках это не сразу сделаешь. А вообще очень правильно забивать некоторые точки, особенно те, в которые надо вернуться.
Нам попалась пиццерия, где мы заказали пиццу, правда, без доставки. Нам сказали приехать за ней через полчаса, и мы поехали в гостиницу. Пока я купалась и стиралась, Слава привёз пиццу. Она оказалась маленькой, сантиметров 20 в диаметре и по деньгам не выгодной. Но зато попробовали и вообще поели.
Когда пришли в гостиницу, были сомнения – пустят ли с велосипедами в номер? На всякий случай взяли их под мышки и пронесли по вестибюлю. Никто нам ничего не сказал.
Гостиничный номер в г.Сием-Риап

А дождь всё шёл, за стеной пили и чокались, мы по очереди бродили в Интернете и сбрасывали фото, а вскоре уже устроились спать – постепенно мы втянулись в разницу во времени, научились рано вставать, а уж столько увидеть и сделать за один день получится не у каждого – мы заслуживали себе крепкий отдых.