ЮВА-2012. Часть 19. Победа древних храмов

02.07.2012
Утром уже привычный подъём в шесть часов, потому что опять нужно много всего успеть. За окном кто-то шаркал и хлюпал. Оказалось, что в метровом промежутке между стеной отеля и забором, в большом тазике стирала прачка – именно так в основном выглядят стиральные машины, куда сдают одежду туристы.

Вид из окна номера отеля

Купили припасы – воды и пару связок бананов за 5000 местных денег, это десять гривен за пару килограмм, и потом опять направились в знакомое кафе, где заказали рис с морепродуктами. Это стоило уже дороже – по 20 гривен порция и меньше вкусно. И ещё – банку пива «Ангкор» – ну как не купить такое название? Оно было довольно вкусным, средней жёсткости. Потом меняли деньги – уже появилось ощущение, что мы это делаем постоянно, и поехали в Ангкор. Проезжая мимо места, где взяли велосипеды, помахали в ответ радостно приветствовавших нас хозяевам. Мы продолжали привлекать всеобщее внимание.
В конце города располагается какой-то более современный комплекс с очень красивыми строениями и перетягиваемыми змеями. Вокруг желтовато-бронзовых и серо-розовых башенок сидели чудесные монстры, львиные собаки, удивительные полулюди. Башни сплошь покрыты резьбой по камню и выглядят просто прекрасно. Был ещё фонтан с кобрами и множество искусно подстриженных кустов и деревьев, а также трава и цветы. Очень красивый комплекс, тихий, не смотря на шумную улицу рядом.
Сием-Риап. Камбоджа

В Ангкоре снова ходили по храмам. Как их можно было столько построить и таких разных – это уже в голове не укладывалось!
Ангкор

Мы попали в очень большой комплекс, который был похож на город и начинался с приподнятой не меньше чем на два метра над землёй тонкой стрелой дороги. Дорога не была узкой, но из-за длины выглядела очень изящно. Она покоилась на густой колоннаде, а та в свою очередь – на внушительном фундаменте. В нескольких местах над дорогой возвышались башни, а вдоль зеленела трава и блестели водоёмы.
В конце высился город-храм – высокий и монументальный из почти почерневшего камня. Вид с башен храма тихий и прекрасный, а стройные деревья удивительно подчёркивают красоту пейзажа, Иногда даже туристов пронимает и они не галдят попугайной стаей. Как и везде – много резьбы и рисунков, колонны, плиты, переходы, широкие площадки – лабиринт, пусть даже полуразрушенный. Представляю, как взлетала душа, когда всё здесь было как надо. Какой трепет испытывали люди, глядя на красоту камня, в этой стране вечного лета и непокоряющихся джунглей.
Ангкор. Камбоджа

Через несколько часов мы так устали от людей и зрелищ, что найдя тонкую тропинку в джунгли, укатились по ней. Среди камней бывших храмов, которые нашлись даже тут, мы отдохнули, перекусили и снова выехали к достопримечательностям.
Мы проехали высокую широкую террасу с барельефами трёхголовых слонов и выступающими из стены их мощными ногами и хоботами.
Камбоджа. Ангкор

Ещё одна дорога привела к нас воротам, похожим на вчерашние. Уходящие вверх ступени опутывали белые корни исполинских деревьев, а со стен свисал яркий плющ. На стене между деревьями лежали осенние листья. Осени здесь не бывает, только постепенная замена лиственной кроны, поэтому красные листья на яркой траве смотрелись совсем по-новому.

Потом мы снова попали в храм и он снова отличался от других. Начинался он дорогой-мостом со змеями, который переводил нас через настоящую реку, пусть и с тихим течением. Храм оказался невероятно длинным! Такого мы здесь ещё не видели, и ещё на его заборах сидели шагающие деревья. Здесь было гораздо тише, потому что дальше от основных туристических трасс.
Во многих местах стены и ступени покрывал такой бархатный, глубокого зелёного цвета мох, что от него не сразу получалось оторвать взгляд.
Мы всё углублялись куда-то по коридорам, иногда выходя во двор и потом снова ныряя в галереи. Женщины в нишах танцевали – их танец не казался замершим. Стены густо оплетали каменные цветы и лозы. Иногда мы оказывались на относительно открытых площадях, которые тоже были застроены – просто над головой было небо. Здесь было что-то, очень похожее на жильё. Не комнаты, а скорее отдельные дома в толстых стенах.
Камбоджа. Ангкор

Потом мы попали на мощёную толстыми плитами площадь, которую окружали каменные стены. Плиты покрывал мягкий мох и шаги стали неслышными.
Тут были довольно высокие строения, построенные по принципу – колонны, на них площадка и так несколько раз.
Даже здесь, внутри, были деревья-осьминоги. Я немножко поняла, почему в них есть что-то отталкивающее – их цвет похож на то, что никогда не видело солнечного света. И эта ненадземная белёсость должна быть глубоко внизу, не захватывая верхний мир.
А храм всё не заканчивался. Мы даже попали во внутренний парк или может просто здесь отсутствовали стены. И именно здесь мы увидели самое большое дерево. Я рядом смотрелась как карандаш рядом с дубом. Здесь мы снова отдохнули – жара утомляла нас постоянно.
Мы пробыли в этом комплексе очень долго, плутая по коридорам, больше похожим на улицы, и архитектура всё время немного менялась.
Камбоджа. Ангкор

Потом мы поехали в купальни. Мы катили по почти пустынной дороге, а с обеих сторон тянулись болота. Их неимоверно украшали торчащие из воды пальмы – зрелище совершенно непривычное нашим глазам. Из леса вдруг вышли мулы и мы уступили их длинным рогам.
Ангкор. Буйволы

Перед купальнями был очень длинный деревянный мостик, а в конце – огороженное, почти пересохшее озеро. Делать здесь было нечего и мы повернули обратно. По дороге к нам приставали самые прилипчивые торгаши – они продавали что-то, сделанное из листьев, что сами они называли чукча-инструмент. Предлагали сначала штуку за доллар, потом за ту же сумму две, потом три. А ещё здесь продают какие-то непонятные картины – как будто напечатанные на принтере. Тоже по доллару.
Камбоджа. Ангкор

Сейчас мы находились в относительно далёких храмах. Людей было совсем мало и наконец пришло то особое состояние, которое и должно быть при посещении таких древностей. Здесь тоже сохранились великаны-деревья. Некоторые так красиво окаймляли арки, в которые мы проходили, что я даже перестала замечать их странность. Очередной храм окружала стена и была она какой-то обычной – без рисунков, это была именно ограда от джунглей, и бродить в тишине было очень приятно.

Скоро начался дождь, и мы влезли в свои плащи. Мы как раз оказались на территории молодого парка – так гласила табличка, и с удовольствием бродили среди светлых деревьев. И тут нас ждало новое зрелище – огромные термитники! Они уже и раньше нам попадались, но поменьше, я даже думала, что может это камни так развалились. Здесь же они достигали четырёх метров! Под мелким дождём мы гуляли среди молодых пальм, изящных саженцев и немыслимых термитников. Даже если бы время пощадило деревянные постройки Ангкора, то термиты – никогда.
Термитник в окрестностях Ангкора. Камбоджа

Потом мы попали в далёкий храм за рекой. И были в упоительном восхищении! Чем больше мы гуляли по дальним храмам, тем больше они нам нравились. После мелкого дождя камни стали тёмно-красного цвета, как на закате.
Этот храм был необыкновенным! По углам стоят и смотрят в джунгли слоны, взирают львиные собаки и здесь тихо, здесь нет людей! Здесь очень высокие камни и очень высокие пороги. Наверх мы поднимались по очень крутым ступеням и долго гуляли по широким площадкам в полной тишине.
Ангкор

Это что-то вроде целого города – город-крепость. Одна из лестниц спускается и словно ложится в джунгли. Возможно, там была дорога, но сейчас – только джунгли.
Этот храм отличался тем, что почти не был покрыт резьбой, а из украшений у него были только львы и слоны, но он произвёл на нас потрясающее впечатление. Он весь сложен из огромных глыб и башен из небольших красных кирпичиков.
Когда мы взбирались наверх, то каждая ступенька была мне до колен и подниматься было тяжело. В центре храма, на поднятой высоко над землёй площади, возвышались башни. Кое-где они поросли зелёными букетами, что добавляло яркости камню. Сверху было видно, что обширные нижние площади поросли травой.
Было очень тихо, и встретить восход или смотреть на закат хотелось именно отсюда, а не из тех заполненных людьми храмов, где туристы не умеют молчать, отдаваясь красоте момента. Но небо было пасмурным и мы могли только смотреть туда, где, возможно, было Солнце.
Храмовый комплекс Ангкор

В центральной пагоде сидел Будда в своём капюшоне кобры и густо стояли длинные тонкие свечи.
Когда мы спускались, я думала, что здесь то место, где красная пыль Камбоджи служит ей хорошую службу – забиваясь в каменные громады, она отдаёт им свой цвет. И это очень красиво. У подножия ступеней выросли большие жёлтые цветы – неожиданные в этом царстве камней.
Ангкор - жёлтый цветок

После этого нас обволокло глубиной времени и мы тихо катились по дорожкам, мимо болот или озёр, мимо бродящих в них буйволов, ясных рисовых чеков и дальних пальмовых лесов. Летние вечера обладают особой тихой привлекательностью, и здесь, в стране вечного лета, мы наслаждались этим ощущением, трелью цикад и вечерними звуками. Иногда пространство раскрывалось далеко-далеко и все оттенки зелёного уходили до самого горизонта!
Рисовые поля в окрестностях Ангкора. Камбоджа
Камбоджа. Храмовый комплекс Ангкор

Мы нашли маленький храм, который никто не охранял. Он разрушился и совсем потемнел. И потом снова храм – вознесённый высоко, с лабиринтом красных пагод, разрушенными галереями, широкими площадками и окружающей его высокой стеной. В один из проходов забежал из джунглей мул и скоро появился мальчик и погнал его обратно, куда-то в зелёные дебри. Некоторые башни храма так разрушились, что было непонятно, как вообще держатся эти почти хаотичные груды кирпичей. С высоты был виден бывший бассейн в одном из дворов-площадей. Близился закат, зелёный лес под нами постепенно темнел к горизонту, становясь совсем синим, и переходя в бело-голубое небо.
Когда мы спустились, то ещё походили вокруг больших пальм под стенами храма и отъезжая, оглядывались на это великое и такое провалившееся во время здание.

Нам очень помогали велосипеды. Только благодаря им мы забирались так далеко, а ещё очень экономили деньги, не пользуясь услугами мопедов и тук-туков, делая что хотели, задерживаясь где хотели и сколько хотели.
И опять мелькают зелёные болота и пруды с рисовыми ростками. Неожиданно рядом с водой мы увидели большую аккуратную груду ростков риса. Меня это поразило, потому что трудно представить, как можно вручную посадить столько тонкой травы – это всё равно что поле засевать не зёрнами, а тонкой порослью. По будущему полю ходил босоногий селянин, управляя мото-мулом, а недалеко другой – с настоящими мулами. Летела грязь и раньше я никогда бы не подумала, как трудоёмко выращивать рис.
Выращивание риса в окрестностях Ангкора

Вдруг на обочине мы увидели телегу, с которой продавали самые разные фрукты и явно овощи, каких мы никогда раньше не видели. Всё очень дёшево и недавно с огорода. Конечно, мы кое-что купили.
Покупка продуктов. Камбоджа

Ещё один храм, который мы в тот вечер посетили, оказался странным для глаз. Он уходил в даль как подзорная труба. Когда я смотрела в арки, уходящие вперёд, казалось, что кто-то создал коридор из зеркал. И мы снова бродили по переходам, лежали на каменных кобрах, удивлялись прекрасным барельефам, внушительным плитам площадей и большим львам. Во многих местах в центре храмов сидят каменные Будды, покрытые золотыми покрывалами. Его религия до сих пор живёт здесь, среди развалин и поклонения.
Храмы Ангкора

Этот день нам понравился даже больше, чем первый. Знакомство с Ангкором нужно начинать всё-таки не наскоком, а постепенно. Не представляю, что успевают понять люди, приезжающие сюда с экскурсией на пару часов. Какое счастье, что мы – самоорганизованные туристы! Особенно большими группами ходят японцы и китайцы. Они ведут себя хорошо, но одновременно их очень много!
Туристы в Ангкоре. Камбоджа

Возле Ангкор-Ват мы посидели в глубокой тени деревьев на берегу озера – мы пытались остыть. Здесь так жарко, что крайне редко получалось просыхать от пота. Он заливал не только всё тело, но и лицо, и так пёк, что приходилось использовать ценную воду на умывание. В этот день дождь было всего минут 15, воздуху не было от чего остыть, и жара стояла неимоверная! При этом, наверное, ещё и стопроцентная влажность.
Ров вокруг главного храма Ангкор-Ват

Мы поехали в сторону выезда из Ангкора. Ещё раньше я стала слышать звуки пилорамы, раздающиеся из глубины джунглей. Кто мог пилить там, в темнеющем лесу? На сумеречной алее по дороге в город, звуки стали просто оглушительными, их стало трудно перекричать. И тогда я вдруг поняла, что это цикады! Наверное, это самые громкие цикады в мире! Пронзительный звон насквозь пролетал через голову, а если таких рядом было парочка, то хоть зажимай уши.
В отеле Слава занялся копированием фото на компьютер. Мы были очень измотаны и очень хотели спать, поэтому Слава ставил процесс и тут же засыпал, а проснувшись, вставлял новую флэшку и тут же опять отключался.
Мы героически пытались осмотреть Ангкор за три дня, а он над нами тихо усмехался.