ЮВА-2012. Часть 16. Переход в Камбоджу

29.06.2012
Следующая страна нашего назначения – Камбоджа. Не Камбоджа, а Кампучия!
Так называют свою страну местные жители, и так мне самой больше нравится, потому что тогда в память врываются красные кхмеры, Пол Пот, обрывки политинформации и сказочная удалённость и нереальность!
Камбоджа – это трэш. Ярко выраженный, жёсткий и несомненный. Обладатель оранжевых грунтовых дорог и не обладатель водоканалов или водостоков. Под деревянными домиками на сваях стоят большие глиняные горшки, куда с крыш льется дождевая вода, которую тут же и пьют, и стирают, и готовят на ней. Хотя в туристических местах удобства устроены, но сами местные жители в них не нуждаются.
А особенная грязь после тропических дождей! А коптящая и буйно пахнущая уличная еда в чём-то вроде походных кухонь, гомонящая толпа, тучи мопедов на которых ездят по трое и даже по четверо, а больничные пункты в виде гаражей!
Пестрота и суровость жизни и потрясающе спокойное отношение к ней кампучийцев – такое ощущение, что недавно закончилась война, и теперь люди просто живут, и даже не особо строятся. Не злые, любопытные, достаточно приветливые.
Именно здесь мы несколько дней прожили вблизи найденного в джунглях храмового комплекса Ангкор – впечатлённый Киплинг написал потом Маугли и книгу джунглей.
Имея багаж сумбурных и немыслимо отрывочных сведений, я не без страха въезжала в странную и немыслимо яркую страну.

Камбоджа. В окрестностях Ангкора

Итак, за спиной остался Лаос, и мы зашагали по нейтральной полосе. Это довольно странное ощущение – идти по земле между двумя мирами. Было тихо, жарко, с обеих сторон зеленели джунгли, а мы шли прямо по дороге, потому тротуары попросту отсутствовали.
Метров через 100, посередине дороги, в светленькой палатке обнаружились два человека в форме и с улыбками до ушей. Они попросили заполнить бумажку – ничего особенного, ФИО, возраст, страна прибытия, ещё какие-то мелочи. А потом внезапно поднесли к шее маленький вроде-пистолетик – когда это сделали мужчине передо мной, меня это, мягко говоря, заинтриговало!
Оказалось, что они так измеряют температуру, при чём у меня оказалось ниже 36 – явно измерили как попало. Берут за это доллар, говорят, что здоров и можешь въезжать в их Камбоджу – бедную, послевоенную, босоногую. Теперь они не боятся, что ты завезёшь заразу под их странные навесы выполняющие роль поликлиник, в их антисанитарию, в горшки с дождевой водой, в устрашающего вида еду!
Через несколько метров мы подошли к Камбоджийской границе. В наличии имелся деревянный павильон как в детском садике, домик-будочка и шлагбаум.
В павильоне мы снова что-то заполняли. А вокруг колыхались джунгли... В этих странах они неудержимо красивые. Рядом со мной стоял стакан с ручками и вдруг туда с грохотом влетела громадная саранча и встряла между ручками! Я её осторожно вынула и отпустила, а пограничник наблюдал за мной с лёгким выражением досады – он был явно не прочь съесть её – здесь часто попадаются световые ловушки для насекомых.
В будочку мы подали свои анкеты и по 1000 тайских бат, получили свою визу и прошли за шлагбаум. Камбодже нужны туристы и визу трудно не получить, нужно только слегка попотеть с бумажными заполнениями. Хочу добавить, что цены на визу были указаны только в валюте Таиланда и Камбоджи, в долларах не было. Но зато если с собой нет фото, то за 2,5 доллара его можно сделать на месте и на эту услугу цена указывалась почему-то только в долларах.
Автобус с нашими попутчиками стоял неподалёку – даже не верилось, что нас ещё ждут, и мы снова поехали – всё ещё на одном билете. Надо сказать, что трафика мы не наблюдали вообще, дальнобойщиков не было, дороги пустые, машин тоже нет. Автостоп здесь – только для очень терпеливых. И ещё впереди нависла громадных размеров черная туча, а какие здесь ливни – мы уже видели.
Вскоре дождь со шквальным ветром накрыл нас, видимость значительно упала, высокие пальмы буйно заколыхали громадными листьями и мир стал виден как через затуманенное стекло. Если автостоп в Камбодже возможен, то запасаться нужно не только терпением, а и хорошим снаряжением.
Камбоджа. Тропический ливень

Мы думали, что уже сегодня доберёмся до Сиемреапа, но не тут-то было. Это был первый и единственный развод во всём нашем полуторамесячном путешествии. Примечательно, что произошло это именно в Кампучии, которой нас в Интернете усиленно пугали. Развод был минимальный, так что мы не огорчились, а даже скорее удовлетворились происшедшим.
Всего нас в микроавтобусе было шестеро. Конечный пункт в билете значился – Сиемреап, только нас до него не довезли. Около трёх часов дня, проехав всего 50 километров от границы, нас высадили возле небольшой гостиницы и объявили, что уехать из городка мы сможем только завтра, потому что сегодня уже ничего не ездит. Переночевать можно тут или «там» – неопределённый взмах рукой.
Правда, организатор не бросил нас на произвол местного языка, а объяснил где и во сколько утром будет проезжать нужный автобус. На остановке надо быть в 6:45, проезд стоит по 20 долларов и на место мы приедем в 17 часов. Мы рассчитывали добраться до Сиемреапа уже этой ночью, так что учитывая, что темнеет здесь рано, то завтрашний день у нас полностью отнимала дорога. Добро пожаловать в Камбоджу!
Билеты на утренний рейс мы купили у того же разводилы – отчасти потому что искать другой выход было несколько сложно, отчасти потому что так сделали другие.
Только один пассажир ушёл устраиваться на ночлег в другое место, остальные решили не выходить под стихающий дождь и вошли в холл гостиницы. Она оказалась тихой и приятной. С громадными вазами, картинами, лестницами и удаляющимися коридорами. Обшитая тёмным деревом, она походила на старинную, а скорее всего, такой и была, благодаря чему напрашивалось слово «респектабельность» – просто в миниатюрных размерах.
Камбоджа. Дешёвая гостиница в г.Стунг-Тренг

Нам достался довольно просторный номер с громадными кроватями. Меня поразил шкаф – старинный до древности. Сделанный из полновесного дерева, он был таким глубоким, как будто это сундук и туда могло бы спрятаться несколько человек. Стоимость минимальная – по три доллара с каждого. Правда, при этом свет в туалете не горел и горячая вода отсутствовала, но ведь это всего на одну ночь.
Мне нравилось ощущать, что мы в Кампучии! И скоро мы уже вышли на улицу, и снова ржаво-рыжие грунтовые дороги затрещали камушками под ногами. Правда, ближе к центру появился и асфальт.
Мимо нас пронеслась большая стая детей на велосипедах – все в белых рубашечках и с ранцами. Они кричали и махали нам, мы вообще обращали на себя повсеместное внимание.
Камбоджа. Город Стунг-Тренг

Первым делом я заметила, что мужчины здесь темнее виденных раньше, а женщины носят какую-то странную одежду, больше всего воспринимаемую как пижама. Увидев первую девочку, я и подумала, что на ней почему-то пижама, а потом увидела у многих такое, или хотя бы верх или низ от пижамы. Штанишки чуть ниже колен, верх – на пуговичках с воротничком, свободная, в основным мягких пастельных тонов, поначалу смотрится удивительно. Правда, молодые девушки в большинстве носили что-то более привычное нам.
Камбоджа

Мы оказались на длинной широкой улице, по центру которой тянулся тротуар с газонами, а всё вместе напоминало вытянутую базарную площадь.
Камбоджа предстала перед нами такой, какой она и должна быть – страной третьего, а может и четвертого мира. Бедной, грязноватой, галдящей, с кучей походных кухонь в роли уличной еды, и с виду беззаботными камбоджийцами, совершенно не озабоченными своим бытом.

Место, днём являющееся рынком, было посыпано мусором и растительными отходами, к этому домешивалась обычная уличная и земельная грязь, а сверху ингредиенты были обильно политы дождём, поэтому стали невразумительно раскисшими. Непривычному взгляду зрелище показалось тягостным. Хорошо хоть заботиться об украшениях улиц местным жителям мало приходится – что воткнули, то и растёт – в жарком влажном климате.
Мы попробовали найти что покушать, но не нашли ни одного привычного продуктового магазина. А места, где едят, выглядели очень уж страшными. На полосе газонов между дорогами стояли шкварчащие печи на колёсиках. Понять, где моют посуду чередующихся посетителей было невозможно! Вернее, стояли какие-то тазики с мутно-мыльной водой – видимо, этим и использовались – один тазик в день. В лучшем случае. Кое-где были пластиковые столы-столики, но в основном прямо на тротуаре лежали коврики, на которых располагались жующие с тарелками, не редко с детьми. Здесь, как и в других странах ЮВА, уличная еда, похоже, развита больше домашней. Вид еды в тарелках не только не привлекал, но даже отталкивал. Мы решили не рисковать и вернулись к отелю, решив, что лучше не видеть как готовят еду, пообедав в прилагающемся кафе.
Камбоджа. Город Стунг-Тренг

Основная торговля проходила или под навесами или в чём-то вроде гаражей, занимающих первые этажи зданий. Закрываются они железными ржавыми жалюзями, и как мы поняли, там же живут и владельцы.
Ещё мы иногда видели «гаражи» с синими или зелёными медицинскими крестами. Присмотревшись, поняли, что под зелёными – аптеки, под синими – лечебницы. Заглянув в одну я ужаснулась – на полу на циновке лежал человек и ему ставили систему, а в это время жалюзи «гаража» были подняты, и пыль и грязь рынка преспокойно оседали внутри лечебницы! Не знаю чему больше удивляться – антисанитарии или устойчивости к ней местных жителей?
Камбоджа

По пути обратно завернули в храм и оказалось, что он соседствует со школой. Молодой учитель в чистенькой одежде выбежал к нам и видимо очень хотел, чтобы мы зашли в школу и поговорили с учениками. Но с английским у нас туго, поэтому, к сожалению, мы не приняли приглашения, хотя заглянуть было очень интересно! Ещё прошлись по улицам, посмотрели на широкую реку и в сумерках вернулись в отель.
Камбоджа. Город Стунг-Тренг

Заказали знакомый рис с курицей и пиво «Камбоджа». Оно оказалось жёстким, ядрёным. Славе понравилось, а мне больше понравилось пиво Лаоса – мягкое и нежно-душистое.
Первое знакомство с Камбоджей впечатлило – особенно разница между её послевоенным видом и улыбчивыми камбоджийцами. Два пива двух соседних стран странным образом отражали характеры своих стран – нежный мягкий Лаос и жёсткая, но привлекательная Кампучия.