Автостопом по Турции 2011. Часть VIII. Жизнь в Каппадокии 3

22.08.2011
В поисках Рая
В этот день мы встали необычайно рано – в 6:30, но получилось это вовсе не потому, что мы такие сознательные. Ночи стали очень холодными. Стоило высунуть из спальника руку или просто плечо, как оно быстро замерзает и от этого просыпаешься и укутываешься поплотнее. Но на рассвете я проснулась от звука, который впервые услышала накануне – звук работающей горелки, добавляющей горячий воздух в воздушный шар, по местному – баллон. Горелка включается кратковременно и раздаётся своеобразный гул и шипение. Я старалась спать дальше, думая, что это опять летает пара шаров, но звуки стали такими частыми, что минут через 20 я решила выглянуть и обомлела! В небе были десятки, а может и сотни шаров! Казалось, что они занимают пол неба, и находясь на разной высоте, тихие и невесомые, были похожи на развешенные колдуном цветные игрушки!
В момент, когда я выглянула, один шар висел над нашей палаткой так низко, что люди оттуда стали махать мне руками и смеяться! Снизу он выглядел огромным и заполнял половину неба. Я бросилась будить Славу, и как только он это увидел, то схватил фотоаппарат и выскочил фотографировать.
Я попробовала ещё погреться в спальнике, но потом всё-таки выбралась наружу и увидела, что шаров стало ещё больше! Все они были цветные и какие-то гордо-нарядные. Зрелище будило чувство праздника, казалось, что это воздушный парад, фонтан и изобилие радости! Мы залезли на самую высокую точку кемпинга, смотрели как мягко кружат над долинами эти чудесные пузыри, и появилось тогда у меня чувство, что не смотря на дороговизну, не смогу я лишить Славу такого счастья – полетать на воздушном шаре, увидеть под собой Каппадокию. Лететь без меня он отказывался, и значит я должна пойти ему навстречу. Хотя надо сказать, зрелище было на столько восхитительным, что стоило своих денег. Но этот вопрос ещё предстояло решить, а пока мы устроились завтракать.

Стали пробовать наши вчерашние покупки, пили то чай, то кофе, наслаждаясь начинающим пригревать Солнышком и ясной светлой погодой. Я обнаружила, что у меня совсем сел телефон и воткнула его в розетку в туалете – общественном. И пролежал он там всё утро на полочке, никто его не тронул и никому он триста лет не был нужен.
Наконец мы собрались и вышли где-то в 9:30. Сначала зашли в Интернет, посмотреть, что написала нам белорусская Юля – она обещала сделать это вечером. Также нам предстояло поискать полёты подешевле или воспользоваться знакомством с этой Юлей.
В центре Гёреме мы снова прошли по найдённому недавно подземному переходу. Улицы там узкие, у нас в таком месте никто не стал бы переход делать, но рядом находилась школа, и по внутреннему убранству мы поняли, что сделано это именно для детей. Вдоль прекрасного чистого прохода, на стенах были нарисованы сценки из детских сказок и мультфильмов. Они яркие и светлые, но самое потрясающее, что верхнее освещение загорается впереди, чуть обгоняя идущего. Какие-то фотоэлементы предупредительно освещают путь, гася сзади уже не нужные лампы. Таким образом переход превращается почти в сказочную прогулку – наверное таким образом детей привлекают не ходить через верхнюю дорогу. И это только лишь для одной школы!
А ещё в предыдущий день, когда мы шагали вверх по улице, вдруг, практически в скале, я увидела дверь вроде бы туалета. Снаружи висела табличка, где была написана просьба соблюдать чистоту. Внутри оказалось маленькое помещение, с унитазом, мылом, зеркалом и умывальником. Всё очень чистое, аккуратное и совершенно бесплатное! И я опять подивилась Турции и её порядкам.
Мы заходили в разные конторы, предлагающие полёты на воздушном шаре, узнавали цены – 145 и 130 евро, но ещё оставалась белоруска за 100 евро. Правда, жила она в соседнем городке, и возникал вопрос, как туда добираться, если вылет происходит в шесть часов утра? Вспоминая утреннее зрелище, я всё больше утверждалась в мысли, что пропустить такое событие будет неправильно, и ещё мне очень хотелось порадовать Славу.
В Интернете мы не обнаружили письма от Юли, решили, что она не обязательная и что ещё подумаем, воспользоваться ли её услугами.
А дальше мы пошли в долину, изобилующую старыми церквушками – уже не действующими и платными. В принципе, все они очень похожи друг на друга и мы решили пройти дальше, чтобы попасть в долину, которую Слава присмотрел накануне. Дорогу туда мы не знали, поэтому пошли вдоль огородов, под высокой стеной горы. Здесь были заросли травы, кустов и колючек, идти было нелегко, но мы пробирались, стараясь не наступать на земли огородов. Шли долго и наткнулись на тупик в виде вертикальной скалы. Пришлось развернуться и идти назад. Скоро нам попался дедушка, у которого мы спросили как бы отсюда выбраться. Он заулыбался и показал, чтобы мы прошли через его огород, чтобы выйти на дорогу. Вот вам и разница – застукав нас в своём огороде, нам поулыбались и провели так, чтобы нам было максимально удобно! Турция – страна другая. Просто другая и всё.

Выбравшись наконец из огородного ущелья, мы оказались рядом с церковью-музеем. Туда стояла большая очередь, беззаботно гуляли жандармы, и бродили люди самого разного вида. Вход в церковь стоил 15 лир, так что мы решили туда не идти, тем более что все они очень друг на друга похожи. Вообще я больше люблю архитектуру, а здесь она довольно скудная. Мы пошли, плутая наугад по тропинкам, и скоро глазастый Слава увидел яблоньку с ярко-розовыми яблочками. Мы набрали их побольше, и постоянно грызя дошли до кемпинга, на заборе которого висела табличка о предлагаемых услугах полётов на шаре.
Мы зашли на территорию – тихую и безлюдную, и пошли искать хоть кого ни будь. Наконец появился турок и стал показывать нам кемпинг. Условия здесь на много лучше, чем у нас. Есть кухня, газ, холодильники, столовая, есть даже стиральная машинка и огромный бассейн. Палатку можно поставить на мягкой траве, а не на тех камушках, на которых мы давим бока сейчас. Жить здесь стоит 30 лир за двоих. Единственный минус – до Гёреме отсюда часа два пути, рядом нет магазинов и само место довольно пустынное. Здесь хорошо останавливаться тем, кто с машинами, а нам, пешеходошественникам, лучше быть к цивилизации поближе. Турок спросил, где мы живём сейчас, и узнав, что в Панарама-кемпинге, с неудовольствием стал говорить, что его хозяин дерёт с людей плату, не соответствующую предоставляемым условиям. И мы с ним согласились.
Потом мы зашли к нему в приёмную и стали спрашивать про полёты на шаре. Цена оказалась сто евро, и мы решили, что не будем пользоваться знакомством с ненадёжной Юлей, а договоримся о полёте здесь и сейчас.
Пока нам оформляли билеты, я не могла поверить, что завтра, в шесть утра, мы полетим на воздушном шаре! Это само по себе уже было празднично, а смотреть на довольного Славу было ну очень приятно :)
Здесь продавались открытки с видами Каппадокии. Я выбрала одну и попыталась расплатиться, но турок попросил принять её бесплатно – от него в подарок :) Прощаясь, он сказал, что завтра к нашему кемпингу подъедет автобус и чтобы мы оделись потеплее – ранним утром в небе будет холодно.
Меня порадовало, что добираться до места полёта будет легко – это они очень хорошо предусмотрели.
Выйдя за ворота, мы опять углубились в тропинки между валунами, и снова залезли в чьи-то огороды. Но честно говоря, трудолюбивые турки обрабатывают каждый клочок земли, и если сходишь с дороги, то не ходить по чьём-то саду или огороду достаточно проблематично. Как почти и везде, здесь не было никаких заборов, идти было легко, а камни нас окружали ярко-жёлтые.
Нам стало казаться, что вот сейчас мы уж точно забрались в самую глушь, но вдруг за очередным поворотом обнаружили склады, из которых выбрасывали гнилые лимоны.

Мы снова запетляли по грунтовым извивам. И вскоре вышли встали над долиной – такой узкой и прекрасной, затерянной и зелёной, что мы не договариваясь стали искать проход туда.

Мы сползали вниз по сыпучим зубьям, продирались сквозь густую чащу, проходили через вымытые или пробитые туннели. Один туннель был шириной не больше полуметра, а длиной метров двадцать, так что я проходила его боком.

А когда спустились в самый низ ущелья, в его замершую тишину и полное безлюдье, то вдруг увидели большой орех, вокруг которого была сделана аккуратная и просто огромная лунка. Кто в этом диком месте, до которого было так тяжело добраться, ухаживает за орехом?!
Ущелье сузилось и мы оказались перед довольно крутым спуском. Внизу, среди белых скал, так буйно зеленели деревья, и так звала туда глубокая тень, что мы присели на корточки, и заскользили вниз, при чём я набрала такую скорость, что боялась, что останавливаться придётся кувырком :)

А въехав в ущелье, мы вдруг оказались в Раю.
Между высокими отвесными склонами рос маленький садик. Тихо стояли аккуратные орехи, обсыпанные плодами яблони склонялись до самой земли, а виноград, струясь между стволами, кое-где заползал на деревья и образовывал просто удивительные шатры. В замершем воздухе нежно переговаривались маленькие птицы и всё это было наполнено таким покоем, и так было здесь первозданно и мирно, что мы решили представить, что мы – Адам и Ева :) Сели под яблоней, подняли румяные плоды... и вдруг услышали голоса. Откуда они в Раю?!
Наверное, в Каппадокии не найти безлюдного места :) И тем не менее, почти везде здесь встречаешь места, которые кажутся только что сотворёнными, и только для тебя. В этом сила и прелесть Каппадокии. В этом особенность её мира. Духовная полнота её, кажется, неисчерпаема, и может подарить много приятных, только для тебя, сотворённых мгновений.

Выйдя из Рая, мы обнаружили тропинку и пошли по ней, с удивлением оглядываясь по сторонам. В этом отдалённом ущелье росли сады, за которыми явно ухаживали, чуть дальше появились и огороды. Как сюда добираются? На чём? После переползания по скалам это казалось слишком хлопотным, и тем не менее, земля эта обетованная.
В этом месте было больше всего гротов и сквозных пещер. Некоторые высотой метров по 10, а некоторые такие извилистые, что посередине попадаешь почти в темноту, и совсем не видишь выхода. В одном из гротов мы вдруг увидели два пробивающихся из земли родничка. Каждый из них образовывал чашу величиной с литровую кастрюльку и вода в них была очень холодная. Возможно, что именно подземные воды питают здесь всё вокруг. Тут мы наелись ежевики – целые заросли её оплетали стены ущелья и многочисленные орехи. Здесь было невероятно красиво, тихо и спокойно. Эта неизвестная долина, в которой почти до конца мы больше не повстречали больше людей, обладает яркой индивидуальностью и несёт отдохновение.

Через какое-то время стали попадаться знаки, указывающие направление к Розовой Долине. А ещё стрелочки, нарисованные на вкопанных в землю кувшинчиках, с надписью, что впереди нас ожидает натуральное кафе! Что оно такое мы не знали, но шли в нужном направлении. Нам попалась небольшая пещерка, начинающаяся выше уровня тропы. Она была глубокая, в ней было много воды, жило большое полчище насекомых, а вход зарос паутиной. Мы попробовали воду – ледяная, и тут же охлаждались напитки :) А буквально за поворотом увидели сидящую под навесом на подушках бабульку, продающую эти самые напитки :) Ещё там были низенькие диванчики и росли яркие цветочки, ярко украшающие это место.

Мы всё шли и шли, и я думала о том, что очень люблю камни, а нас сейчас окружают не камни, а какая-то мягкая порода. И хотя это не будит во мне феерических чувств, но всё равно это очень красиво. Мягкий туф – благодатный материал для рукоделий Природы.
Скоро мы прошли через очень большой грот, в котором по стене текла вода и провели там какое-то время, наслаждаясь тенью и прохладой.
Тропинки часто ветвились, заводя в тупики. По всей длине ущелья тянулось русло пересыхающей реки. Возможно, что оно наполняется весной. Вдруг мы увидели прислонённую к скале деревянную лестницу, и забравшись в пещерку, обнаружили там записочки с пожеланиями и желаниями, написанные на языке разных стран. Дальше начали попадаться туристы, а само ущелье стало расширяться – видимо, скоро уже выход.

И вот перед нами на большой открытой поляне из земли выросли огромные столбы. В некоторых из них когда-то располагалась церкви. Возле самого большого столба стояла группа иностранцев, пытающихся забраться наверх. Они друг друга подсаживали, но осыпающаяся порода не давала им никаких шансов.
Посмотрев на это зрелище, Слава обошёл столб и обнаружил вырубленные ступеньки. Правда, внутрь по ним забраться не получалось, потому что всё равно было высоковато. Но Славе это всё-таки удалось, и он ещё втянул потом туда меня и пошедшую за нами иностранку. Было видно, что лезть ей страшно, но уж очень хотелось :) Когда мы появились в проёме, группа внизу заохала, недоумевая, как мы туда попали. Внутри сохранилось немного росписи, а гид в группе сказал, что это тринадцатый век.
Я шла и думала, что завтра мы будем летать над всеми этими местами, и как хорошо, что мы сделаем это уже в конце нашего путешествия по Каппадокии. Ведь это так интересно – видеть места, по которым ходили! Мы будем парить, и не будет никакого двигателя – только свободный полёт в тишине и обилие воздуха.

Когда мы вышли из райской долины, то оказались на большом плоскогорье, залитым жарой, и засыпанным белой дорожной пылью. Её было так много, что я аж начала кашлять, а единственной растительностью здесь были вездесущие тыквы. Я быстро сварилась и еле тащила ноги. Но наконец мы добрели до кустов и там насладились грейпфрутами. Они хорошо освежили и мы пошли дальше, оказавшись снова в Долине Любви, только с той её стороны, из которой когда-то вышли.
Солнце палило нещадно, небо было пронзительно-стерильное, и каменные столбы смотрелись не так прекрасно без лёгких перистых облаков. Мы снова забрались в густую тень столбов Любви, уплетали улитку, смотрели на соек, и на удивительный окружающий вид.

Потом мы пошли к началу Долины, узнавая некоторые места, но удивляясь тому, чего не увидели при первом посещении, ведь когда идёшь в обратном направлении, то многое видишь по-новому.
Меня снова восхищали и удивляли каппадокийские яблони и я, кажется, поняла, почему они такие сказочные. Их здесь никто не формирует, не обстригает, их ветви свисают до земли, стелются по ней, и все они густо обсыпаны яблоками. Плоды созревают в разное время, поэтому всегда можно найти спелые. Они только чуть-чуть суховаты, видимо, из-за недостатка влаги, ведь о поливе здесь нет и речи.

Мы шли, шли, и тихо наслаждались своим нахождением в Долине Любви. Весь её вид способствует мягкому течению мыслей, такому же закруглённому, как и её стены. Мы любовались её красотой и сохранившейся индивидуальностью. Немного плутали, потому что тропинок здесь много – спустился в какой-то овражек и зашёл в тупик. Но выбираться тоже было интересно, и собирать ежевику, и выискать новые фигуры и столбы.

Около семи вечера мы поднялись наверх, Солнце садилось, и мы смотрели с высоты на оранжевый закат, на белые и жёлтые стены долины, на розовые скалы вдали. И всё это было так красиво, что хотелось сидеть и смотреть долго-долго...

Наконец мы повернулись и пошли искать дорогу в Гёреме. И тут обнаружилось, что между Долиной и дорогой пролегает глубокий овраг. И если у нас дома преодолеть овраг было бы несложно, то стены здешних оврагов шуршат и ссыпаются, они крутые, и на них почти ничего не растёт, чтобы можно было зацепиться. Мы долго плутали, видели на совершенно неприступном утёсе персиковое дерево с оранжевыми плодами. Глазастый Слава разглядел вдалеке конюшню, которую заметил когда-то, и стал держать направление к ней. Но для этого мы кружили, возвращались, спускались, и несколько раз он даже оставлял меня стоять, пока сам не разведает дорогу. Наконец мы нашли кончик оврага, по которому через него перелезли. Почти рядом оказался Учхисар, и до него было ближе, чем до Гёреме. Вечерний воздух затих и видимость стала какая-то аж увеличивающая. Я даже разглядела вулкан, который раньше не видела. Над ним зависло лёгкое облако и казалось, что из жерла идёт пар.
Когда-то этот вулкан создал Каппадокию. Туф и базальт, омываемые дождями и обдуваемые ветрами, на протяжении веков превращались в удивительное и причудливое место, край футуризма и покоя.