Автостопом по Турции 2011. Часть XIII. Стамбул и путь домой

28.08.2011
День в Стамбуле
Проснулись мы аж около девяти утра. Было мягко, хорошо и уютно. Из распахнутого окна веяло утренней прохладой. Мы долго и с удовольствием возились, купались, завтракали, хихикали, и наконец в половине двенадцатого вышли гулять в Стамбул. И гуляли мы одиннадцать часов подряд – еле вечером ноги доволокли :)
Мне нужны были сувениры, и Слава безропотно ходил повсюду, куда меня заносило – я уже давно подозреваю, что он ангел :) По пути мы много чего покупали и ели – сладости, шавермы, кукурузу. Заходили в мечети, одна из которых была потрясающе старой и с одним минаретом. Было очень жарко и пекло в голову.

Заходили в русский район, где было совсем неинтересно, чуждо и сухо. Были на Гранд-базаре и Еипетском рынке, покупали огромный виноград и ели его на мосту. Попали в квадратный двор, где продавали множество книг! Разглядывали турецкий антиквариат. Смотрели на колонну, вывезенную из Египта и на Колонну Змея. В общем, слонялись почти без направления, гуляли по залитым Солнцем улицам, по узким извилистым переулкам, видели людей из сотен стран и в самых разных нарядах.

Были в Голубой мечети с моим любимым внутренним двором. Его прекрасное тихое пространство устлано большими мраморными плитами – такими приятными на вид, что они кажутся мягкими и тёплыми. А по периметру проходит галерея, отделённая от двора высокими колоннами. Над всем эти возвышаются мощные минареты, в вечернем освещении кажущиеся грозными башнями замка. Даже звуки здесь изменяются, превращаясь в тёплые и уютные.

А поздним вечером мы попали в мечеть Сулеймани джами. В прошлом году она была на ремонте, а в этом мы смогли зайти внутрь. Мы там долго бродили, касались мозаичных стен и могучих колонн, смотрели на людей и сидели на мягком ковре.
С центра свода в некоторых мечетях свисает большой красивый светильник, окружённый множеством других, поменьше. Воздух в старых и больших мечетях свежий, а в маленьких обязательно установлены кондиционеры. Ходить внутри мечетей можно только без обуви, ковры по несколько раз в день чистятся. Архитектура больших мечетей очень сложная – множество куполов, арок, колонн, галерей, и я не перестаю удивляться искусству их архитекторов и строителей.
Мы находились в особой атмосфере, где никому ничего не навязывается, где можно находиться сколько хочешь, можно молиться, а можно просто посидеть и отдохнуть.
Легко уходили ввысь расписанные символикой стены, сквозь мозаичные окна лился мягкий свет, и тихо переливался гул множества голосов. Покой, уверенность и равенство – это отличительные черты любой мечети – места, где люди молятся искренне.

Когда мы вышли, вечерние улицы оказались густо заполнены народом – был предпоследний день Рамадана. На всех улицах, площадях, возле кафе, в скверах, сидели люди и трапезничали. Некоторые ели на крохотных стульчиках или сидя на пороге, на газетках и на траве. Все приобщались к своему празднику, все принимали в нём участие.

Когда мы вернулись в отель, то были такими уставшими, что прилегли на минуточку, чтобы ноги отдохнули, и сразу уснули. Через какое-то время я сквозь сон погасила лампу и провалилась в сон до самого утра. И снилось мне, что к нам в город приехал великий путешественник, и сказал, что те, кто хочет послушать о его путешествиях, должны поехать с ним странствовать на некоторое время. И мы поехали, а потом шли, и снова ехали – на ослах, на верблюдах, на велосипедах. По горам совершенно незнакомым, но зато с людьми давними и хорошими, чтобы во время пути слушать о его приключениях.
А утром прилетел комар и мы проснулись.

Ещё фото:
fototurne.org/thumbnails.php?album=32

29.08.2011
Дворец Топкапы и отлёт
Хорошенько выспавшись, мы собрали вещи и к 11 часам были готовы выселиться. Мы решили попросить у заведующего отелем оставить у них рюкзаки до вечера. Соорудили фразу, спустились вниз и увидели его за стойкой, хотя обычно там стоит его сын. Мы отдали ключ и тут он, показывая на наши вещи спросил – не хотим ли мы оставить их пока здесь? Мы так удивились, что аж переспросили. А он утвердительно кивнул и повёл нас в маленькую комнатку, где уже стояли чемоданы и рюкзаки. Я была потрясена такой продуманностью, ведь выселившись до полудня, не все уезжают сразу, а везти вещи в камеру хранения может оказаться слишком далеко, да и цены в Турции на эту услугу очень высокие.

Мы быстренько собрали свои маленькие рюкзачки и вышли на улицу. На этот день мы запланировали посетить дворец Топкапы. В нём жили и правили 25 султанов и он был главным дворцом Османской империи на протяжении 400 лет.
Мы не знали толком, где в него вход, поэтому сначала пошли в большой парк, окружавший дворец. Зелень в нём ясная и свежая. Дворец окружён очень высокой стеной – метров десять, а деревья там ещё выше. На сколько я могу судить по их головокружительной высоте, они должны быть очень старыми, но таковыми не выглядят.
Мы долго шли по аллеям вдоль стены. Она очень длинная, поскольку дворцовый комплекс занимает 700 тысяч квадратных метров. Кстати, именно здесь было основано первое поселение в Стамбуле.

В одном месте мы наткнулись на закрытые ворота и даже решили, что музей сегодня закрыт, но вскоре вышли на тенистую площадь с большущими воротами с башнями по обеим сторонам. Название Топкапы в переводе с турецкого дословно означает «пушечные ворота». Как мы поняли, в честь именно этих, хотя пушек мы не увидели. Зато сейчас дворец охраняется автоматчиками.

Отстояв очередь, мы прошли внутрь. Я обратила внимание, что тяжёлые створки ворот ездят по рельсам – иначе пользоваться ими было бы очень проблематично.
Перед нами открылся ещё один парк, прячущиеся за деревьями здания и множество народу. Были также несколько очередей, куда мы и пристроились. В Топкапы много мест, где нельзя фотографировать. Там выставлены предметы обихода, одежда, ювелирные украшения, оружие и многое другое. Надо сказать, что заплатив один раз за билет, больше платить почти нигде не надо. Единственное место, где требуется дополнительная плата – гарем, но, после несколькочасового осмотра комплекса, мы туда не пошли.
Султанские одежды оказались невероятно огромными – на бегемота средних размеров. Наверное для того, чтобы облачённый в них султан казался больше и внушительнее :) Мы переходили из здания в здание, осматривая предметы под стеклом. Ещё раз убедилась, что отношусь к музеям спокойно. Выставленные предметы были очень дорогими, часто украшенные драгоценными камнями, но удалённые из быта, позабыв прикосновение человеческих рук, они выглядели как высохшие жучки или бабочки – интересные, но бесполезные.

Территория дворца оказалась очень большой. Он устроен по принципу четырех дворов, разделённых между собой. В первом находились служебные и подсобные помещения, во втором – канцелярия, в третьем – гарем, библиотека и внутренние покои, а в четвёртом множество всего, включая мечеть, павильон для обрезаний, гардеробная и другое.
Мы переходили из одного двора в другой, шли между громадными деревьями, цветущими кустами, находили всё новые дома и павильоны. Некоторые целиком, до последнего сантиметра выложены мозаичной плиткой. Это очень странно и красиво, рисунки меняются, переходя из одного в другой, соблюдая цветовую гамму, иногда с неожиданными переходами. Везде высокие стены, прохлада, диваны возле просторных окон. Лежишь, вдыхаешь морской воздух, размышляешь – знали турки толк в отдыхе. Мы прошли множество галерей с прекрасными колоннами, видели золотистую решётку, висевшую когда-то на окне гарема и мне стало ужасно жалко этих девушек, заключённых в золотые клетки.

Людей бродило множество, но на такой большой территории они рассеивались и их не казалось много. Некоторые были одеты в европейские одежды, но было много и турчанок в своих длинных пальто или даже в черных одеяниях и паранджах.

Ещё раз приходится отметить, что в такой поездке можно всё-таки стать русофобом. Во всех местах, куда приезжают туристы, наихудшим образом ведут себя россияне. Опуская их общее весьма нелицеприятное поведение, могу рассказать ещё об одном из случаев.
Мы проходили по крытой галерее, пол которой на протяжении многих метров был выложен маленькими камушками – величиной с сосательную конфету. Они были отобраны по оттенкам и переплетались в узоры. Даже ступать по ним было боязно – таким ювелирным казался труд. И тут какая-то бабища скривилась и заявила, что вот – «какой-то бездельник тут ерундой занимался! Делать было ему нечего – камушками развлекаться! Лучше бы пользу приносил какую-то.»
Передёрнуло – не то слово. Не понимаю, зачем она вообще путешествует?
В поездках всегда важно помнить, что вы являетесь представителем своего народа и по вас судят об общей картине.

Мы обнаружили в парке солнечные часы и сверились с ними, а ещё я услышала как кто-то красиво поёт и оказалось, что это настоящий муэдзин читает нараспев молитвы. Мы разглядывали резные каменные чешми, статуи львов, фонтаны, беседки и аллеи.

Но одним из самых прекрасных зрелищ оказались виды, открывающиеся с балконов и смотровых площадок. Они совершенно восхитительные: на Босфор, Золотой Рог, Мраморное море, на расстилающийся внизу город – это, наверное, самое красивое здесь зрелище! По синим волнам неслись маленькие лёгкие корабли, не торопились большие теплоходы и медленно плыл громадный белоснежный туристический лайнер. Всё это создавало праздничность и нарядность, а ещё добавьте высокое голубое небо, густую зелень, стройные белые колонны и переоценить всё это будет трудно.

Ещё фото:
fototurne.org/thumbnails.php?album=34

Ходить по дворцу Топкапы можно весь день – даже если не заходить в многочисленные постройки, то гулять по цветущему парку тоже большое удовольствие. Но нам было пора, и покинув территорию дворца мы ещё немного походили по Стамбулу, прошли к Египетскому рынку, где я накупила кучу сладостей, которые повезла домой. Видели автомат со множеством систем, дающим возможность зарядить практический любой мобильный телефон. День был, как всегда жарким. Мы сели отдохнуть в тени густых деревьев возле большой мечети и наблюдали за людьми.

Ещё раз хочу отметить особое отношение турков к своим детям. Они постоянно носятся и возятся с ними, таскают на руках, поправляют одежду, покупают сладости. Мамы почему-то в этом почти не участвуют и ведут себя отстранённо. Они просто идут рядом и молчат. А папы щебечут, особенно с маленькими дочками, и часто при наличии коляски несут их на руках. Дети в ответ ведут себя спокойно, приветливо, не плачут и не кричат.
У меня создалось впечатление, что в Турции рождается больше девочек – не редко мы видели, как идёт семья и в ней 3 или 4 дочки, изредка есть и мальчик. У них тут интересные коляски для детей – они состёгиваются и мы видели в них маленьких, но разновозрастных детей – очень удобно.

Нагулявшись, мы пришли в отель, немного перепаковались и отправились на трамвайную остановку. За время нашего путешествия билеты на трамвай успели подорожать с полутора лир до двух. Приехали в район Фындыклы и пошли по крутой улице вверх. Шли долго и вышли на площадь Таксим. Жалко, что Слава как всегда спешил и мы не погуляли по ней часок.
Слава повёл меня туда, где мы вышли из автобуса в день своего приезда. Не представляю, как это можно было запомнить? К нам тут же подошёл распорядитель с бейджиком и расспросив, указал на очень большой автобус. Мы устроились и скоро поехали, проезд стоил 12 лир. В автобусе очаровательная турецкая девочка всё время лезла к папе и строила мне глазки через плечо, так что он даже на меня несколько раз оглянулся. Потом её брала на руки мама, но оно лезла обратно к папе и тот с ней всё время возился.
До аэропорта мы ехали 35 минут, хотя из аэропорта в день приезда – час двадцать. Почему – непонятно. Одна из версий – этот автобус был на много больше и, возможно, мы ехали по какой-то выделенной полосе автобана. Вокруг было очень красиво, и мы снова любовались ухоженной Турцией. Переехали очень большой мост – который ближе к Мраморному морю, и наверное носящему название – мост Ататюрка.
Подъехали по эстакаде сразу ко второму этажу аэропорта. Можно было войти внутрь, но мы спустились и устроились на свежем воздухе с видом на какие-то просторы. Наблюдали за людьми и аэропортом, считающийся бюджетным, потому что существует другой, более солидный, но нам и этот казался огромнейшим. Постоянно подъезжали автобусы, доставляющие пассажиров на первый и на второй этажи. Видели, как пронесли белого кота в клеточке – это был летающий кот.
Заметили автобусы поменьше – бюджетные по 2 лиры. Запомнили маршруты 16С и Е9.
Мимо нас проходили экипажи самолётов, сотрудники и стюардессы, и у всех были чемоданчики на колёсиках с длинными ручками. Стюардессы не отличались привлекательностью, были самыми обычными и почему-то все курили, а мужчины были яркими, стройными и не курили. Постоянно летали вертолёты, мы их насчитали больше двадцати, а потом пролетел один гидроплан.

Облака над нами плыли очень быстро, были огромного размера, и всё сплошь рыбы! Одна из самых больших даже съела Солнце. Было ощущение, что облака почти тают над морем, но может это казалось из-за расстояния. Солнце садилось и мы любовались прекрасным золотым турецким закатом – последним в этой поездке.
Мы сидели и вспоминали, как в первый день, в поезде, нас слегка колотило от хлопот предыдущих дней. Сборы и приведение в порядок всех дел были очень лихорадочными и не верилось, что мы уже наконец-то едем и что осуществим всё задуманное. Поэтому мы вполне сознательно себя успокаивали и отковыривались от бытовых мыслей.
Наша поездка длилась 24 дня, а это много. Мы устали и насытились впечатлениями. Кстати, слышали много языков, но ни разу украинского.
В первый день в Харькове мы очень много ходили по жаре, и так же много мы потом ходили всю поездку :) Первая прогулка длилась 12 часов и все последующие дни мы поглощали пути-дороги с завидным постоянством. Как и в день отлёта, мы приехали в аэропорт за пять часов до посадки. Конечно, Слава молодец, что так беспокоится, но я так не могу :)

Когда Солнце село мы ещё дождались появления первой звезды, а потом ещё одной, чтобы той не было скучно и пошли в здание аэропорта – большое и белое. Там мы смогли умыться в бесплатном туалете, а я даже переоделась, сняв ставшие мятыми рубашку и шорты. Было немного страшно, что самолёта не окажется – билеты мы покупали так давно, что может и фирмы уже такой нет. Тем более что на руках у нас были даже не билеты, а какие-то номера на бумажках. Но всё обошлось и мы спокойно устроились в зале ожидания, попили и поели.
Мне так не хотелось идти в следующий зал, куда нельзя брать воду, что всячески оттягивала время регистрации, помня как быстро это было в Харькове. Но наконец Слава меня вытянул и мы прошли к тому лабиринту из канатиков, по которому проходишь к месту регистрации и сдаче багажа. И очередь туда оказалась... гигантская.
В Харькове, когда посадка происходила всего на один самолёт, я восприняла это место как парадно-выставочное. А на деле оно для того, чтобы люди не толпились, а соблюдали очередь. Хотя и тут находились такие, которые пробирались под канатами. Долго гадать об их национальности не приходилось.
Мы продвигались медленно, хотя было открыто 12 окон. Периодически служащий выкрикивал рейс, до отправления которого оставалось совсем немного и тогда пассажиры на этот самолёт проходили вне очереди и это ещё больше замедляло наше продвижение. Я начала нервничать, а Слава нет. Тогда я стала надеяться, что может и наш рейс назовут и мы успеем оформиться и стала бегать и слушать, что кричит служащий. Всё-таки опять турки молодцы – беспокоятся о пассажирах. Наволновавшись, я приобрела опыт стараться делать некоторые вещи заранее и не путать маленький аэропорт с аэропортом города-миллионника.
Вокруг всё шумело, пол под ногами периодически вибрировал. Наконец мы всё оформили и получили билеты в обмен на наши бумажки. Пройдя ещё куда-то, поставили штампики в паспорта, а после очередного перехода у нас проверили ручную кладь.
Дальше мы быстро шли и я вдруг поняла, что совершенно не ориентируюсь в огромном пространстве и сама не смогла бы найти место посадки! Мы спешили из зала в зал, торопились по длинным коридорам, переходили из сектора в сектор в поисках своего 25а. Слава умудрялся находить таблички, которые я даже не замечала, просто не представляю как он это делал! Нам попалась длинная беговая дорожка, и идя по ней мы ускорялись по сравнению с просто идущими раза в три.
Наконец мы в зале ожидания. Здесь оказалось много визгливых девушек и жлобоватого вида парней. За окном было темно и не видно самолётов.
Через некоторое время нас пригласили в самолёт и я думала, что мы поедем на автобусе, но вместо этого мы вошли в какой-то чуть дрожащий узенький коридор и сразу очутились в самолёте. Это оказалась труба-переход, мы даже земли не коснулись.
И вот мы снова сидим в креслах, смотрим на огоньки взлётной полосы, пристёгиваемся, не боимся и взлетаем. Внизу разноцветьем рассыпались огни – прекрасный привет от огромного города, разнообразного, колоритного, древнего и молодого.

Вымотанная за день, как только разрешили расстегнуть ремни, я легла на кресла – благо рядом никого не было, и проспала почти до самого приземления. Разбуженная Славой, который почти всё время смотрел в иллюминатор, я пристегнулась и скоро уже самолёт легко коснулся земли и мы покатились по родной земле Украины.

30.08.2011
Едем домой
Выйдя из самолёта мы прошли все проверки и вошли в зал ожидания. Была глубокая ночь и мы не очень представляли, что будем делать, если нас выгонят на улицу. Но таких как мы оказалось ещё несколько, и все расположились подальше от работающего кафе, ждать рассвета.
В зале было холодно, откуда-то сквозило и дуло. А стулья, на которых нам пришлось сидеть, явно создал какой-то человеконенавистник. Более неудобных стульев я ещё не видела, но особым их отличием было то, что сделаны они из металла. Мало того, что очень твёрдо, так ещё и жутко холодно – стоит положить руку на подлокотник или коснуться сиденья ногой и сразу замерзаешь. Я подложила сидушку и сидеть стало лучше, но зато при облокатывании на спинку сразу замерзала спина. Приходилось сидеть ровно, ничего не касаясь, а о том, чтобы прилечь, и речи не было. Слава задремал, а я не могла, и мне оставалось наблюдать за происходящим в зале.
Почему-то милиционеры и другие служащие очень цеплялись к туркам. Не давали им разрешения выходить, долго что-то проверяли, водили в милицейское отделение. Милиционеры были толстыми и грубыми – не в пример подтянутой милиции Турции.
Наконец стало светло, около пяти проснулся Слава и мы вышли из здания аэропорта. Утро было ясное, чуть розовеющее, и свежее. Тихие просторные улицы были схожи с цветами, готовыми вот-вот распуститься! Ещё немного, и закипит на них жизнь, заметушатся машины и прохожие. Но сейчас улицы были чисты и красивы, и даже как будто бы улыбались :)
На остановку скоро подошёл автобус, на котором мы доехали до метро и дальше до Южного вокзала. У нас заранее были взяты билеты на вечерний поезд Харьков-Херсон, потому что на утренний московский из Херсона почему-то не давали. Сейчас мы решили попробовать взять всё-таки билеты на поезд из Москвы, чтобы не ждать до позднего вечера. Не хотелось повторения ситуации, которая возникла после прошлого перелёта, когда мы просто засыпали на ходу после бессонной ночи.
На удивление, билеты были и даже в одно купе. Мы пошли попить чай, но самовар закрылся перед нашим носом. Пока оставалось немного времени, вышли немного проветриться на площадь перед вокзалом и заодно купить еды в поезд. Я удивлялась на площадных голубей – было впечатление, что они с перепоя – лежали в траве сонные, а если ходили, то враскачку – утро, что ли, на них так действовало?

Когда мы подошли к поезду, дверь нашего вагона оказалась всё ещё закрытой. Уже и время отъезда подошло, но наш и два ближайших вагона не открывались. Оказалось, там проходил таможенный контроль, мы это поняли, когда из вагонов начали выходить молодые люди в форме.
В плацкарте где мы ехали, оказались хорошие попутчики. Была одна сверх-говорливая женщина, которая даже развлекала своей болтовнёй когда у меня читать сил не было. А ещё ехала в гости к детям пожилая врач – вертибролог, россиянка. И она была необыкновенной. Мягкой, интеллигентной, доброй. Она отвечала на все вопросы, давала советы, показывала упражнения – заворожила всех! Рассказывала, что давно хочет на пенсию, но её всё не отпускают, удерживая хотя бы на двух днях работы в неделю. В этот день у неё был день рождения и её всё время поздравляли, и мы тоже, искренне желая ей только хорошего.
А скоро началась жара... Такая жара, что я даже не могла спать. Солнце разогрело поезд и он стал похож на консервную банку брошенную в костёр. А на верхней полке была ещё и духота. Не могу понять того, что окна заделываются и не открываются.
Ехали ещё очень тихие дети. Они неслышно возились с игрушками, а один мальчик вдруг взял газету и стал обмахивать пассажиров. Он начал делать это неожиданно и все мы очень удивились :) Помахав на нас он пошёл дальше по вагону, и через некоторое время пришёл с фруктами. Все смеялись, а он растерянно улыбался.
Вечером стало немножко легче, я сидела в освободившемся купе и думала о том, что заканчивается наше очередное путешествие. Оно было длинным и насыщенным, в него уместилось много всего и казалось, что мы уже давно не были дома.
Путешествие – удивительная страсть человечества. Я не считаю путешествием поездку, где «всё включено» или где гиды водят за руку.
Путешествие – это удивительный процесс, когда ты постоянно перемещаешься, встречаешь непредсказуемых людей и события, познаёшь Мир и себя. Ты открыт Миру и вроде бы перед ним беззащитен, но Он понимает это и в большинстве случаев добр и волшебен.
Что тянет людей в путешествие – мало понятно. Даже версия с происхождением от обезьяны ничего не объясняет, поскольку обезьяны не далеко удаляются от места своего рождения и обитания.
Я думаю, что все мы рождаемся с влечением к развитию, познанию и следовательно, к путешествию, просто постепенно отучаем себя от этого, легко находя причины не утруждаться. Как говорит любимая моя Белая Королева из «Алисы в стране чудес»:
– Здесь нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!
Так побежали :) И будет нам счастье.