Автостопом по Турции 2011. Часть X. Долина Ихлара - дар Небес! 2

24.08.2011
Прекрасная долина и не менее прекрасная ночёвка
Утром было приятно лежать и смотреть сквозь сетку на реку, скалистый берег, скользящие тени. Мы встали, погуляли по «своему» лугу, нашли пробивающиеся роднички, полазили по камням. А потом, наслаждаясь тенью и завтраком, наблюдали плывущую по реке ондатрочку. Цветные птички прыгали по камням реки, собирая что-то в клювы. Остальные порхали, летали или бегали вокруг. Наличие здесь такой активной жизни, делало это место ещё более замечательным – оно не стояло пустым в своём величии, а жило вместе со своими обитателями.

Валяясь и попивая чай, мы смотрели карты и обсуждали, ехать ли нам на остров Бозджааду. Время ещё оставалось, но был риск застрять там, если вдруг разыграется шторм и как следствие, опоздать на самолёт. И хотя поехать хотелось, но благоразумие восторжествовало и мы решили поискать себе приключений без пересечения моря.
Наконец мы собрались и двинулись в путь.
Хочу сказать, что тем, кто будет путешествовать по Ихларе, стоит всё-таки пройти сначала платную часть с её чистенькой прилизанностью, чтобы потом очутиться в дикой. Это сравнение подарит столько впечатлений, что вы не пожалеете!

Дальше каньон сужался и его берег был весь усеян скатившимися валунами, что совершенно не грозило нам, ночевавшим на обширном лугу. А ведь мы даже и не думали тогда о такой опасности, и запросто могли бы устроиться в узкой части каньона. Зажатая река здесь течёт быстро, даже пенится, и местные тут ловят рыбу небольшими сетками. Там, где попадались расщелины с почвой, всё было засажено и бодро работали крестьяне. Кое-где на земле были насыпаны песчаные площадки, посередине которой стояла тарелочка, а вокруг палочкой натыканы симметричные узорчики. Позже мне удалось узнать, что здесь борются с мышами и это делается для статистики. Может, считают количество следов-лапок, не знаю :)
Чем дальше мы шли, тем очевиднее становилось, что совершенно случайно мы выбрали самое идеальное место для ночлега – безопасное от камнепада, безлюдное и на мягкой траве. Кстати, стали встречаться экскурсанты, они шли без рюкзаков, только с фотоаппаратами. Видимо, они живут в кемпингах и совершают пешие прогулки по окрестностям.

В высоких стенах каньона попадались выбитые ступеньки и мы по некоторым поднимались. Наверху оказывались кельи или жилища, многокомнатные и даже многоярусные. Все они постепенно разрушаются и не безопасны. Побывав в нескольких, другие можно уже не смотреть, на столько все они между собой похожи. Кстати, пещеры вырыты не в граните, а в попадающейся здесь другой, сыпучей породе. Всё здесь увито плетущимися растениями, деревья растут густо, так что место для жизни на берегу реки, древними было выбрано оптимально.

Иногда мы обходили просто огромные валуны, они очень красивы и живописны. В это время года долина Ихлара угощала нас ежевикой. Культурные туристы её не собирали, а мы, после плодов Каппадокии, ели уже практически всё.
После ежевичника за низкими каменными заборчиками потянулись сады, и мы поживились яблоками и сливами там, где они свисали над тропкой. Вообще не понимаю, когда же их собирают – все ветки усыпаны и никто их не трогает. Вербы вдоль реки всё так же одинаково срезаны и учитывая длину ущелья, кто-то здесь хорошо потрудился.

Мы всё шли и шли, и вдруг глазастый Слава углядел на другом берегу узкое ущелье, уходящее куда-то поперёк реки. Оттуда бежал родник и мы решили остановиться отдохнуть и, возможно, пополнить запасы питьевой воды. Мы перешли холодную речку вброд, Слава остался с рюкзаками, а я пошла босиком вдоль родника, который просто неимоверно змеился между камнями.

Я шла, шла, и мне стали попадаться водопадики, крохотные озерца, небольшие, но глубокие чаши. Вода весело звенела и журчала и я очень увлеклась перебираться по камням или по воде. Глядя в основном вниз, я как-то очень неожиданно поняла, что передо мной виднеется вход в грот. При высоте метров под 60 вход был узким – не больше метра. А перед ним находилась чаша глубиной приблизительно метр двадцать. Перейти вброд я не могла – пришлось бы раздеваться, а ещё со мной были фотоаппараты – мой и Славы. Поэтому я рискнула пробраться туда упираясь руками и ногами в противоположные стены прохода. Это было не так-то просто, но не долго. А попав внутрь, я оказалась в неимоверном месте...
Представьте себе комнату – круглую, диаметром метра три, со стенами, уходящими в небо! И с одной из них падает вниз изящная струя воды... Это был водопад. Я просто обомлела – найти такое чудо! Водопад ниспадал каскадами, шумел и вливался в неглубокую чашу, ускользая дальше в проход и реку.
С тропинки увидеть и понять что здесь скрывается – невозможно. Надо пройти весь извилистый ручей, скрыться за поворотом, пройти камни и воду. Наконец пробраться в эту комнату, а это сделает далеко не каждый, и только тогда вы получаете награду. Стояла я, восхищалась и впечатлялась и вдруг вспомнила про Славу, и что он, возможно, уже волнуется. Тогда я набрала воды и пошла обратно. Только выбраться оказалось сложнее, потому что подступы ко входу с этой стороны были шире и мне никак не удавалось упереться в разные стены. Наконец я снаружи, ещё раз оглядываюсь на грот и спешу назад, чтобы отправить Славу увидеть это явление природы :) Кстати, на обратном пути в быстрой воде я видела много маленьких рыбок.
Наконец я внизу, не рассказывая, что будет в конце, выталкиваю Славу к водопаду, а сама брожу по берегу. Мне показалось, что прошло довольно много времени, но вот наконец появился Слава и принёс мне удивительные камушки. Они состояли как бы из игл – не были сплошными. И длина и толщина – это были настоящие, плотно подогнанные друг к другу иглы. В основном они белые, а в средней части переливаются нежными оттенками салатного, сиреневого и желтоватого. Я была в восхищении! Слава показал мне, где их искать и я поскакала обратно по камням! Оказалось, что цветные иглы находятся внутри породы, и надо расколоть камень, чтобы до них добраться, а сверху они просто серые. Я долго копалась выискивая себе камни покрасивее :) Нашла даже очень похожий на розу.

Потом мы попробовали воду, и она оказалась похожей на слабый раствор морской воды, да ещё с непонятным запахом. Мы решили, что пить её не надо в дороге, и только гораздо позже догадались, что это была минеральная вода – настоящая, из источника! А ведь ещё в Каппадокии нам рассказывали, что в горах Турции есть целебные родники, но чтобы вот так – водопадом – такого мы никак не ожидали :) Наверное, именно насыщенная солями вода создала те удивительные камни на берегу ручья.
Когда мы уже собирались идти дальше, к нам приблизилась молодая пара с большими фотоаппаратами. Я не выдержала, побежала и завернула их к водопаду :) На турецком и английском я твердила, какая там красота! И они как-то очень покорно делали всё, что я им говорила – пошли за мной, сняли обувь, перешли реку в указанном месте и отправились вверх по ручью. Надеюсь, им тоже понравилось, как и нам :)
Идя дальше вдоль стены каньона, мы видели много родничков, скользящих из камней вниз. Кое-где половинки пластиковых бутылок были пристроены так, чтобы вода набиралась в них как в воронку и когда вода вытекает из горлышка, её можно легко набирать.
Долина реки снова расширилась и в тени рощи мы увидели просто огромное стадо баранов! Они лежали вповалку и были желтоватыми на жёлтой траве, а один стоял и очень громко орал.
Здесь появилось много обустроенных садов, деревья росли аккуратно, и даже тополиные рощи росли стройными рядами! От реки змеилось очень много узких каналов, орошающих землю. Продолжаю удивляться, какими работящими оказались турки.
День повернул, было уже около 17 часов. Не смотря на это, когда заросли закончились, мы вышли под палящее Солнце. Не ожидали этого, потому что в ущелье было прохладно. Появилось довольно большое открытое пространство, которое пересекала первая попавшаяся нам здесь дорога. Мы её перешли и пошли через стелющиеся виноградники. Сколько мы ездили, я не видела, чтобы виноград тут подвязывали. Почему-то здесь он растёт лохматыми кустами, правда именно в Каппадокийских землях он похож на дикий – не крупный и синий.
Впереди показались большие конусы, казалось, их сделали из глины, но на самом деле это такие скальные образования и в них тоже когда-то жили. Мы к ним не пошли, так устали от жары – кажется, мы уже слегка пресытились данными достопримечательностями :)

За виноградниками расположилось село не село – метров 100 на 100, не больше. Многие дома покинуты, окна распахнуты, зато к некоторым прикреплены спутниковые тарелки. Невероятно старые каменные заборы, пыльные узкие улицы, и ни души! Кроме пробегающих кур. Только на самом выходе мы увидели сидящих старика и старуху – они казались такими же древними, как стены, на которые они облокачивались, не шевелились и не ответили на наше приветствие. Возможно, это была деревня Селиме. Одну из её стен составляли высокие конусы с выдолбленными входами. Мы подумали, не пройти ли к ним, но поскольку здесь тоже всюду, куда ни ступи, были огороды, то передумали.

А за углом, на асфальтированной дороге, обнаружились туристические автобусы. Они стояли возле скальной церкви и возле неё же виднелась будка билетёра. Но нам уже надоело платить деньги за достопримечательности, поэтому мы просто сели на низкий заборчик попить воды и погрызть печенье. Тут появился турок и стал навязывать нам дешёвый кемпинг, но мы от него отделались и пошли к виднеющемуся мосту. Оказалось, что за ним уже следующая деревня – близко они тут натыканы. И тут тоже появился турок, предлагающий нам кемпинг! Величина селения мне тоже показалась очень небольшой – не больше полу-километра, и снова потянулись древние улицы, облепленные пристройками каменные дома и жёлтые дороги. Было тихо и как-то очень безлюдно.

Мы решили поискать магазин, чтобы купить воды на ночлег. Поднимаясь по улице, повстречали невероятно грязного ребёнка, который на наш вопрос, где тут магазин, ответил, что его здесь нет! Слава сказал, что я нашла кому верить и мы пошли дальше. И действительно, на микроплощади стояли два низких строения и довольно большая светлая мечеть. Наверное, где мечеть, там и центр в таких посёлках.
Под навесом магазинчика оказалась куча народу – сидящих на лавочках очень пожилых турков. Заглянув в магазин, мы поняли, что если даже один из нас зайдёт туда с рюкзаком, то места там больше не останется. Поэтому мы оставили рюкзаки на улице и вошли внутрь. Хлебная лепёшка оказалась стоимостью 4 лиры. Я сказала, что не буду покупать хлеб за 20 гривен, и тут вдруг появился дедуганчик, который достал из какого-то шкафчика батон за 75 курушей, это 4 гривны. Оказалось, что те дорогие сделаны на каком-то особенном масле и он даже показал нам непонятную банку с этим маслом.
Когда мы вышли, то увидели подъезжающий трактор. В его прицепе зеленели арбузы и я захотела купить один – стояла жара, мы мало пили, а в прошлом году самым вкусным оказался арбуз, купленный именно в Турции. Мы купили пятикилограммовый карпуз – так арбуз звучит по-турецки, и пошли к мечети, надеясь набрать в её чешми воды для готовки.
Слава поискал, но не нашёл чешми, что было удивительно. Зато недалеко оказался кран, из которого вода постоянно текла в длинную поилку. Видимо, это вода для животных, но мы понадеялись, что ею можно будет пользоваться после кипячения. Когда Слава принёс полную баклажку, к нам подошли пожилые мужчина и женщина, они были одновременно и очень немолодыми, и очень бодрыми, поэтому я их идентифицировала как молодых стариков. Они стали толковать нам, что эту воду пить нельзя! И старик, поведя Славу за собой, к нашему удивлению открыл ключом окружающий мечеть забор, и повёл его куда-то, где оказалось, опять же закрытое, чешми. Пока Слава ходил, женщина несколько раз мне повторила, что та вода для животных, и после каждого повторения громко смеялась: Вода для животных! – Ха-ха-ха-ха-ха! – Они здесь пьют! – Хи-хи-хи! – Ослы и коровы здесь тоже пьют! – Хо-хо-хо!
И тут, как для иллюстрации, появилась молодая турчанка с двумя телятами, которые напились из того источника. Когда она подошла ближе, я увидела, что она беременная и невероятно миловидная. Её лицо было нежным и утончённым. А ещё привлекала нежная улыбка и ласковые глаза. Я аж обомлела – на столько редко попадаются такие женщины и не только в Турции. Жаль, постеснялась попросить её сфотографировать. В длинном платье, с мягкой походкой, она была похожа на добрую картину. Женщина рассказала ей про нас, всё так же смеясь, а она тихо улыбалась в ответ.
Наконец появился Слава и мы пошли в сторону продолжения реки искать ночлег. Как истинный герой, Слава нёс за спиной рюкзак, в одной руке 5-ти килограммовый арбуз, в другой – 5-ти литровую баклажку, и вот такой навьюченный, как эшак – ишак по-турецки, он шёл впереди, выводя меня из села.
Мы пошли по сельской дорожке вдоль каньона и влезли в густые колючки. Потом пытались спуститься к реке, но там было очень обрывисто. Ночевать здесь было негде, потому что место слегка возвышалось над деревней и мы были бы на виду. Да и вообще склоны были неровные и каменистые. Так мы шли-шли, пока не выбились из сил и тогда сели на камень и съели арбуз, что освежило и одновременно отяжелило.
Наконец мы спустились к реке, где оказалась широкая грунтовая дорога, идущая параллельно трассе невдалеке. По ней мы шли довольно долго и вдруг пространство расширилось и превратилось в какой-то парк, со столиками и урнами. Здесь летало много мусора, а Слава вдруг стал уговаривать меня тут остановиться на ночлег! Но я упорно сопротивлялась. Кроны деревьев начинались очень высоко и нас отовсюду было видно. К тому же было мусорно, а от сузившейся реки полетели комары.
Я ныла, что не смогу тут спать, потому что буду бояться, и всю ночь буду сторожить, и Слава меня терпел! А тут ещё вдруг нас нагнала машина с двумя турками, и один из них открыл багажник и стал активно уговаривать нас уложить туда рюкзаки и ехать к ним ночевать. Но как-то не хотелось – слишком уж было неожиданно, и мы отказались.
Парк с одной стороны перешёл в огороды, потом мы прошли через ещё одно село и снова вошли в огороды. Уже понемногу паникуя, мы вдруг увидели тропинку, уходящую вглубь огородов, и пошли по ней, надеясь добраться до каменной гряды за ними.

Заборы в Турции часто символические, например здесь их роль выполняли ряды кукурузы, делящие землю на участки. Зазвенели сверчки, ярко запахло мятой, темнело просто на глазах! Но через минут пять-семь мы вышли за окраину огородов и оказались на маленьком скошенном лугу. И Слава сказал: Всё, мы пришли. Я пооглядывалась – чисто, хорошо, с одной стороны сады, за лугом каменная гряда. И согласилась :) Хотя дальше мы бы уже точно не пошли.
Мы натаскали много соломы и устроили из неё высокую площадку. Это было очень похоже на гнездо, при этом мягкая солома была искристо-золотистого цвета, красиво переливалась и чудесно пахла. Мы взгромоздили сверху палатку и как же там было прекрасно спать! Это была наша самая мягкая ночёвка – я легла, и провалилась в облегающее шуршанье :)

Мы залезли в палатку и повалялись немножко, потому что было приятно лежать на этом мягком ложе. Потом легко ужинали и смотрели на закат – это было так красиво! Скоро на лугу появилась лиса и стала искать мышиные норки. А через какое-то время невидимый зверёк зашарудел мусором за стенкой палатки :)
Когда совсем стемнело, засветились просто огромные звёзды. Они сияли ярко и казалось, что именно они освещают Землю. Было на много теплее, чем в предыдущие ночёвки, ведь тогда мы жили на высоте 1200 метров, да и ночевали в эту ночь не в ущелье.
Потом мы стали читать книжку про зимнее восхождение и попутно вспомнили, что сегодня День независимости Украины.
Скоро Слава уснул, я всё читала, а когда поняла, что уже очень поздно, потушила фонарик и стала слушать ночь. Она была прозрачной и тёплой. Не слышно было шевеления листьев, изредка включались сверчки, пролетала совсем рядом ночная птица... Я лежала и думала, как же красиво поют в мечетях и как жалко, что у нас такого нет. Голоса муэдзинов редко бывают резкими, а ещё они не низкие, как у попов, а скорее тенор. Они поют так задумчиво, как будто отрешились от всего земного, и струящиеся звуки напоминают арабскую вязь.
И вот, как уже не раз случалось в этом путешествии, произошло чудо и где-то недалеко запел муэдзин... Я вслушивалась в извивы его пения и млела на своей мягкой постели. А когда он умолк, то с другой стороны вдруг тоже запел муэдзин! Он звучал тише, потому что находился дальше, но был прекрасно слышен в ночном воздухе. А после него снова вступил голос первого и пел он долго, и так они молились то по очереди, то сплетаясь, а я удивлялась этой неимоверной партии, изящному многоголосию и нереальности ночи.
Прошло уже минут двадцать и я стала недоумевать, что же происходит, ведь обычно призыв звучит недолго? И тут я поняла, что это не призыв, а что это муэдзины читают всю молитву! Тогда мне пришло в голову, что поскольку здесь, в горах, много разбросанных крохотных деревень и не в каждой есть мечеть, то оттуда где они есть, муэдзины читают молитву целиком – для тех, кто хочет её послушать! Ведь был праздник Рамадан – такой важный для мусульман. Я подивилась чуду, которому стала слушательницей. А переливы голосов лились и раздавались как-то очень особенно, ведь они плыли между гор, в тихом ночном воздухе...
Вот таким стал для меня сон – в душистом мягчайшем сене, в чистом воздухе гор, под мягкое пение и шорохи ночи.