Грузия 2014. Абано и Омало

24.08.2014
В шесть утра нас разбудили петухи, поэтому удалось вовремя встать и собраться. Завтрак оказался скудным – по две гренки с помидором, по два маленьких блинчика с творогом, кофе и варенье. Это стоило по пять лари с человека. Надо сказать, что на пять лари мы вдвоем наедались упаковкой хинкали или огромной шавермой, а тут еда на 10 лари больше напоминала полдник.

Ровно без пяти восемь прибыла машина – Toyota Land Cruiser и в неё сели ещё две датчанки. По пути водитель запасся большим количеством хлеба и мы, исключительно за компанию, тоже взяли два – по 50 тетри, как позже оказалось, очень правильно.
Проехав через несколько сёл, въехали в лес. А как только начали набирать высоту появилась вода – много воды. Водопады и пересекающие дорогу потоки, родники и бушующие пенные реки. Всюду ярчайшая зелень и высокие деревья, потоки Солнца и даже одинокий турист, идущий на перевал с рюкзаком. В общем-то, такое вполне возможно – до последних сёл можно доехать автостопом, а потом встречается немало местных на машинах. Почти все они полностью загружены, но наверняка кто-нибудь подберет. Дорога всё время вверх и очень закручена, поэтому пеший подъём, безусловно, не прост. Зато он очень красив и мне даже немножко жаль, что мы не прошли его, а проехали.

Когда лес заканчивается, красоты открываются невиданные – горы округлыми махинами поднимаются из диких ущелий прямо в лазурное небо, склоны покрывают кусты и травы, и, не смотря на близкую осень, мелькают мимо цветы. Водитель делал несколько остановок в особо красивых местах, но очень хотелось останавливаться чаще и заснять ту тонкую ниточку, в которую превратилась наша дорога. Петляла она неимоверно – повороты в большинстве под 300 градусов и виды – просто великолепные.

Позже мы узнали, что весь домашний скот, который пасут за перевалом в Тушети, в начале октября перегоняют через Абано на бесснежные луга возле азербайджанской границы. Коров, баранов, ослов, коз и лошадей здесь много, поэтому я даже представить не могу бесконечную вереницу, текущую по дорогам через всю страну. Эта миграция начинается в начале октября – с первыми снегопадами, и длится три недели.
Машин во все стороны попадалось много – и с туристами, и с местными. Так что может и медленный, но автостоп здесь возможен.

Наконец остановка на самом перевале. Мы вышли – а вокруг почти холодно! По ощущениям – градусов 15 после 35. Высота – 2926 метров – мы сбросили уже градусов 20 по сравнению с уровнем моря. И как же было хорошо в горной прохладе! Заодно ощутили, что нам предстоит впереди.

Дорога вниз оказалось более трудной по ощущениям. Со стороны она похожа на брошенную змею – даже верёвка сравниться не может. Бесконечные петли утомили вестибулярный аппарат даже с заклеенными пупами, а датчанки и вовсе расклеились.

От Телави до Омало 72 километра, которые мы проехали за 4 с половиной часа. Цена такого переезда – по 50 лари. Датчанки вышли в Нижнем Омало, а нас довезли до Верхнего, расположенного на высоте 2071 метр. Гестхаузы с двухразовым питанием здесь стоят по 50 лари с каждого.
Омало – столица Тушетии и даже зимой здесь живёт несколько семей. Электричество вырабатывается генераторами или солнечными батареями. Магазинов не видели, мобильная связь есть. Село производит странное впечатление – после высоты и простора ты вдруг оказываешься в теснине между горами, даже звук меняется, становясь комнатным.
Туристов здесь много. На горе рядом высятся потемневшие от времени башни, даже при ярком солнечном дне выглядящие жилищем привидений. Но нас так измотала дорога, что мы решили к ним не подниматься, потому что впереди башен предстояло ещё немало. В этих башнях располагается музей, а в Нижнем Омало есть инфоцентр.
Отдохнув от переезда, мы набрали воды из облагороженного родника и двинулись, наконец, в сторону леса.