Грузия 2014. Переезд в Телави

23.08.2014
А утром мы отправились на вокзал, чтобы подъехать к месту старта нашего первого горного маршрута. По пути насладились видом пухленькой иностранной парочки, которым восемь грузин эмоционально объясняли, как добираться на вокзал, вместо того чтобы ткнуть пальцем в остановку рядом и назвать номер.
На автовокзале мы просто остановились возле автобусов и к нам тут же набежали водители, уверенные, что нам нужно именно в их направлении. Наконец из десятка желающих мы выделили того, кто звал в Тбилиси и скоро уехали по 10 лари с пассажира. Ехали часа четыре с одной остановкой возле источника через полтора километра.
К этому времени мы выучили шесть грузинских букв: а, и, т, с, р, б, с, с помощью которых легко угадывали названия городов, куда ехали автобусы. На любом автовокзале мы уже не просто кружили и расспрашивали, а ориентировались по знакомым буквам.
Подъехав к городу, высадились возле ж/д вокзала и оттуда на автобусе № 150 доехали на Тбилисский центральный автовокзал Ортачала. Проехали через центр столицы и среди гудящих потоков в час пик наш водитель периодически бросал руль, чтобы покреститься на очередную церковь.
С вокзала Ортачала можно уехать в международном направлении – мы видели автобусы в Иран, Армению, Стамбул. Но нам нужно было в Телави и автобус туда оказался уже через 10 минут. Проезд стоил по 7 лари, дорога очень виляющая, хорошо что мы ещё утром заклеили пупы. Этот нехитрый приём много раз спасал нас от укачиваний в море, в самолёте, и особенно на серпантине. Нужно всего лишь заклеить пуп самым простым пластырем, сделав эдакий плюс. Что-то тогда блокируется и укачивание отступает.
Грузины – лихачи, и в этом районе мы видели много лежачих полицейских. По их торцам насыпаны груды камней и не сразу я догадалась, что это для того, чтобы водители полицейских не объезжали!
Ещё когда мы ждали отправления с вокзала, водитель другой машины предложил снять у него комнату по 20 лари и теперь нас подвезли к его дому. Этот дом… я бы его себе телепортировала. Просторный, со множеством окон и комнат, с большой кухней, маленьким садиком с цветами и уютной верандой. Нам выделили большую комнату и поначалу я боялась, что в ней будет так же душно, как в Кутаиси, но открытые в сад окна и высота 600 метров над уровнем моря, наполнили стены прохладой.

Наш первый горный маршрут лежал к перевалу Ацунта, соединяющему области Тушети и Хевсурети. Этот маршрут проходят пешком или на лошадях, он считается одним из лучших треккинговых маршрутов по Грузии и рассчитан дней на пять. Тот, кто идёт пешком, должен иметь некоторую физическую подготовку, поэтому туристов нам встречалось не много. Природа здесь достаточно дикая, а погода непредсказуемая. Началом маршрута считается село Омало в Тушети, которое находится за перевалом Абано высотой 2926 метров. Путь туда достаточно долог, поэтому за неимением времени туристы нанимают для переезда в Омало внедорожник.
По версии BBC – это одна из самых опасных дорог мира. Снег здесь лежит до лета, а в начале октября выпадает вновь. Хотя тропа через перевал существовала издавна, но для машин дорога проложена только три десятка лет назад. Её уже хорошо накатали, но тем не менее это могучий узкий серпантин, со щекочущими нервы видами. Не только машина, но и водитель должен быть высококлассным, внимательным и просто знающим, что за следующим поворотом.
Проезд из Телави в Омало стоит не мало – по 50 лари. Поиск машины мы предоставили хозяйке – у них тут свои связи, а сами спустились в центр погулять по вечернему городу.
Телави – центр Кахети и достопримечательности этого города, в основном, храмы, но мы нашли и другие, на много интереснее. Первая – это музей-крепость Батонис-цихе – Крепость господина. В XVII – XVIII веках она была резиденцией кахетинских царей. Вечером там было уже закрыто и мы просто походили вдоль высоких зубчатых стен.

Дальше мы повстречали три совершенно замечательные улитки. Грузины – большие оригиналы и в каждом городе есть что-то особенное. Эти улитки сделаны из гаечных ключей, кранов, лопат, замков, чайников и даже старого велосипеда. Самая большая везёт на спинке дом с трубой и дверцей. Улитки эти так хороши и ажурны, что аж себе захотелось смастерить подобное чудо. Только у нас оно не удержится – разберут на металлолом. Грузия – другая страна и нам пока далеко до неё.

Следующая достопримечательность Телави – могучий раскидистый платан, которому 900 лет. Рядом с ним кафе, где цены напоминают возраст дерева.

Дальше просто погуляли по улицам, рассматривая архитектуру. Шли медленно, потому что воздух в августе очень жаркий. К тому же мы весь день провели в дороге, плавно пересаживаясь из машины в машину и от этого наконец-то устали. Интересно, что когда мы вернулись к дому, там оказалось ощутимо прохладней, может потому, что перепады высот в городе достаточно сильные.

Вернувшись, узнали у хозяйки, что завтра к восьми утра за нами прибудет машина и решили заказать завтрак – чтобы не ехать натощак по серпантину.