Грузия 2014. Пещера Кумистави или Прометея

Пещера Кумистави или Прометея
В этот день мы запланировали посмотреть пещеру Прометея. Нанять машину туда и обратно стоит 20 лари, но мы сделали это за сумму значительно меньшую. Сначала на автобусе № 1 приехали на автовокзал (за 35 тетри), а оттуда на маршрутке № 44 в городок Цхалтубо (1 лари).
Автовокзал этого городка, как и многие в Грузии – это жужжащий рынок с лабиринтом прилавков, женщинами в платках, ароматом специй и овощами. Мы даже узнали название рынка – Стамбульский. Здесь можно купить хачапури, а на втором этаже рынка мы купили нож – этот немаловажный инструмент мы не могли провезти в самолёте.
С базар-вокзала автобус № 42 (цена 1 лари) везёт к пещере Прометея. Чтобы найти место отправления нужно, стоя лицом к рынку, обойти его слева и оказаться с тыла.
В маршрутке находились, в основном, поляки и россияне – не только нам известно, как обойтись без помощи таксистов. Приехав на место, мы не планировали сразу заходить в пещеру, а хотели сначала погулять рядом, но выскочившая гид стала настойчиво зазывать, сообщив, что следующая русскоязычная экскурсия будет не скоро. Оказалось, что гулять по пещере самостоятельно нельзя – только с экскурсией и гидом. Только в какой группе ходить не имеет значения – то, что говорит гид совершенно неинтересно: в каком году открыли да когда оборудовали, и к тому же почти ничего не слышно из-за растянутости группы на узкой тропинке. Я даже думаю, что лучше идти с иностранцами – тогда экскурсия будет менее скомканной. А на того экскурсовода, которая досталась нам, я даже хотела пожаловаться – она просто галопом протащила группу, не давая останавливаться, пока мы просто на неё не плюнули. Экскурсия стоит 7 лари и можно купить прогулку на лодочке ещё за 7 лари. Длина всей пещеры – около 11 км, но для посетителей оборудовано только 1060 метров.
Сама пещера хороша – искусно подсвеченная, с тающей музыкой, высокими сводами и невероятными формами. Посредине проложена тропинка, с которой нельзя сходить. Особенно хорошо, что пещера высокая. Иногда потолок даже теряется высоко в сумраке, поэтому ощущение скорее залов и галерей, чем тесноты и опасности. Температура внутри очень комфортная, забываешь о жаре наверху и полностью отдаёшься созерцанию.
Фигуры, горы, каскады, каменные занавеси, гигантские сталактиты и сталагмиты – возле каждого произведения искусства хочется останавливаться, любоваться и удивляться. Вода, ваявшая здесь тысячи лет назад, наслаждалась свободой, придавая невероятные формы всему, что попадалось ей под руки. Как минимум три часа надо на то, чтобы в удовольствие пройти по залам, а вместо этого на нас покрикивали и тащили быстрым ходом, чтобы поскорее избавиться.

Быстро поняв, что от скороговорки экскурсовода толку мало, мы стали отставать, чтобы она не мешала и тогда, откуда-то из музыки и полумрака появился добрый грузин. Он шёл вместе с нами, рассказывая о названиях залов и делал это гораздо лучше гида. Ещё он рассказал, что пещера не была проходима так, как сейчас, и местами проходы расширяли, даже пробивали туннели, перебрасывали мосты и возводили площадки. Мы шли и общались, было приятно и интересно. Я думала, что это кто-то из группы, а оказалось, что он – пещерный служащий, проверяющий работу освещения, динамиков и даже связи – телефонных аппаратов достаточно много прячется в столбиках.
Он рассказал, что не только мы не успеваем насладиться подземным зрелищем – недавно один канадец провёл здесь целый день, постоянно покупая билеты и присоединяясь к разным экскурсиям.
В конце пещеры те, кто купил билеты на катанье по подземной реке, устроились в узких лодочках. Всем раздали каски, но это скорее для тех, кто неожиданно вскочит, потому что река течёт по достаточно высоким туннелям. Катание длится всего минут пять и не стоит своих денег, поэтому эту часть экскурсии не рекомендую.

А потом мы выехали на яркий свет под жаркое Солнце. Пока ждали общего сбора, чтобы вернуться на затейливом паровозике, я нашла удивительные фигуры. Это – человек и собака – смотритель пещеры и его помощник. Их создали из металлических прутьев, в которые засыпаны камни. А сидят они так по-настоящему и так спокойно, что захотелось посидеть рядом и погладить собаку. В Кутаиси возвращались тем же способом, по пути разглядывая остатки полузаброшенных санаториев.

В этот день мы ещё сходили к зданию грузинского парламента и снова убедились в любви грузин к необычным формам. Посреди большого пустыря высится стеклянный фасеточный глаз, поверх которого накинуто полотенце. Если подойти поближе, то видно, что само здание находится внутри, находясь как бы под колпаком глаза. Возможно, там свой микроклимат, потому что виднеется даже что-то вроде сада.

Жёлтая трава на газонах, одинокое здание, пустые фонтаны – всё это производит впечатление заброшенности – как будто построили и ушли. Окончательным штрихом к этому стала корова, тихо бродящая по аллеям – трудно представить себе активную жизнь в нашей столице, в которой нашлось бы место корове. Так что проект переноса парламента из Тбилиси в Кутаиси, чтобы оживить жизнь этого города, успехом, похоже, не увенчался.

На краю площади нашлась маленькая хачапурня с низкими ценами. Тётушки-продавщицы подогрели нам хачапури и даже вынесли откуда-то стулья, предложив отдохнуть в тени. Этот район промышленный, с какими-то складами и я ещё раз убедилась в важности существования исторического центра города.
По улицам ходят грузинки одетые в чёрное – особенно пожилые. Как можно такое носить в жарком климате, мне непонятно. И может поэтому на нас все глазели, особенно на мой белый сарафан. Ещё мы сходили в инфоцентр, который переехал в здание мэрии. Там можно получить некоторые карты и кое-какие объяснения.
К этому времени уже стемнело и мы пошли по прекрасным, кривым, колоритным улицам, увитых виноградом, устланным древней брусчаткой и где целыми кварталами не попадается ни один прохожий! Слышны были только голоса во дворах и иногда бесшумно пробегали коты.

В одном таком тихом месте мы обнаружили синагогу. Ворота были приоткрыты и я заглянула. Тут же на меня вышел пожилой грузин с огромной видеокамерой и сказал:
– Здесь синагога!
– Мы знаем.
– Хотите зайти посмотреть?
– Хотим...
– А вы откуда?
– Из Украины.
После этого он повернулся к стоявшим во дворе мужчинам и огорошил нас фразой:
– Это туристы из Украины, они СО МНОЙ! Пусть зайдут посмотрят!
Этот человек – замечательный пример грузинского еврея, который нам уже встречался. Он видел нас всего три секунды, но уже определил, что мы с ним и протежировал в посещении!
Во дворе находятся два здания – старой синагоги, которой уже 128 лет и новой. В советские времена из-за жестоких гонений из Кутаиси выехали почти все евреи, а вот синагога – даже две, и сейчас поддерживаются и действуют. Один из посетителей рассказал, что живёт в Израиле уже 25 лет, но каждые 5 лет приезжает на Родину и молится в Синагоге. Со двора мы вышли через боковую калитку и ушли в сумерки по Иерусалимской улице...

Вернувшись, сварили хинкали «Казбеги» и поужинали на балконе разглядывая улу. Грузины-мужчины очень любят собираться группками и часами беседовать. Когда-то мне рассказали про грузина, который мог пол дня стоять возле ворот и выглядывать собеседников. И тогда его жена в сердцах сказала, что её муж «целый день стоит у ворот как улу!» – это такая маленькая сова, стоящая столбиком. Под нашим балконом улу общались допоздна, а рано утром они снова заняли места на длинной скамейке. Слава даже выдвинул предложение как в Грузии охранять дома – ставишь перед домом лавочку – и скоро сами набегут сторожа!