Грузия-Турция 2013. Каньон Гармония

Каньон Гармония
01.07.2013

Утром долго купались, собирались и снова купались. Двинулись уже только когда стали подъезжать автобусы. В 8:15 мы вышли из лагеря и зашагали по дороге в сторону гор.
Проходили мимо надписей, сообщающих, что впереди платный каньон, мимо отелей и пансионов, зелени и цветов. По пути я сделала глупость – в придорожном кафе продавались арбузы, а я так давно хотела купить турецкий арбуз! Про цену из-за жары не спросили и потом заплатили 5 лир = 20 гривен за половину арбуза.
Возле кафе большой группой сидели гиды. Один из них, говорящий по-русски, немного рассказал нам про предстоящий маршрут. Предупредил, что воды надо брать побольше, потому что хотя родники есть, но буквально по одному на день дороги.
Прочитали интересную информацию на заборе, только не успели воспользоваться.

Через час-полтора мы пришли к пропускному пункту в парк, если так можно назвать дикую зону с ущельем. Из парка есть место выхода на Ликийскую тропу, именно поэтому нам туда было нужно.
Вход стоит пять лир, за карту тропы заплатили 10 лир. Молодой приятный турок предупредил, что первые семь километров воды не будет и мы набрали её из источника рядом, а пройдя немного дальше по дороге увидели изумительное перламутровое озеро.
И тогда мне пришла в голову хорошая мысль – раз уж мы пришли в парк, который считается национальным достоянием, так может пойдём по нему погуляем? Вернувшись, попросились оставить рюкзаки возле охраны и тут оказалось, что за 10 лир можно поставить палатку возле озера, для чего достаточно пройти фэйсконтроль. Мы решили ещё об этом подумать и налегке пошли осматривать парк.
Парк красивый и впечатляет – с большой рекой, голубыми озёрами, громадными валунами и главное – оставлен почти в диком состоянии. Жабы и рыбы здесь показывают экстра-класс по плаванию, есть оборудованные родники. На верёвках посетители с воплями катаются через ущелье, устроены зацепы для скалолазанья и подвесные препятствия.
Есть ещё горизонтальная пещера, которую мы прошли на полусогнутых, разглядывая наросты на стенах.

В широком месте каньона имеется очень дорогое кафе и бесплатный туалет. Что хорошо у турок – заплатил пять лир и ходишь где хочешь, и туалет бесплатно. А в нём и вода, и бумага, и салфетки.
Вокруг красиво, цикады гремящие. День был таким знойным, что Слава даже перепугался – как мы пойдём в такую жару в горы, где воду можно только раз в день раздобыть!

Попадались рекламы главной достопримечательности – водопада в конце парка и туда проезжали машины, везущие туристов.
Когда мы пришли на место, то оказалось, что водопад просто так не виден, а чтобы к нему дойти, нужно взять напрокат, так называемые, мокрые гидрокостюмы, и под руководством гида углубиться в каньон на 800 метров.

Называется это место – каньон Гармония (также известный как Гёйнюк) и было решено, что не можем пропустить такой аттракцион. Заплатив по 20 лир = 100 гривен, получили костюмы и начали облачаться. Костюм состоит из комбинезона на лямках со штанами до колен, спасательного жилета, гидрокалош и шлема.
Калоши, кстати, просто прекрасные. Стоять на мокрых камнях босиком там невозможно, а в калошах можно даже на валуны выкарабкиваться. Жилет с пробковыми вставками изумительно держит на воде, а шлем, как оказалось дальше, тоже необходим.

Мы присоединились к группе туристов, идя от них на расстоянии, а рядом с нами пошла турецкая пара – муж с женой. Я впервые видела турчанку в специальном купальном костюме – видимо, у них в этом направлении появился прогресс. Когда единственный раз я издалека видела турецкую купальщицу, она была очень далеко и в парандже.
Эта же турчанка была одета в широкое бирюзового цвета одеяние, состоящее из блузы с рукавами до запястья, длинных шаровар и капюшона. На всё это сверху было надето то же, что и у нас, но без резинового комбинезона.
Кстати, ходить в каньон без специального облачения запрещено и нарушения жёстко пресекаются. Турки достаточно лояльно относятся к туристам, но если уж что-то запрещено – то совершенно категорически и нарушители должны пенять на себя.
Итак, сначала мы опустились в прекрасное бирюзовое озеро и… ошарашено уставились друг на друга – вода была ледяная! Было так холодно, что мы не представляли, как дальше пойдём по каньону!
Сначала брели в воде по колено, потом вода поднялась до пояса, а дальше мы уже и поплыли. Жилеты держали так хорошо, что я себя чувствовала уткой. По отвесным стенам струятся и переливаются родники и в таких местах вода совсем ледяная.
Высота ущелья около ста метров, при этом он узкий – не больше 10 метров, от чего высота кажется большей. Стены невероятно гладкие – аж вылизанные водой! И светлые – почти как песок. Вода прекрасного цвета – зеленовато-голубого, чистая и прозрачная. В местах, куда удаётся доставать лучам Солнца, прямо из скал растут цветы и папоротники, даже деревца инжира попадаются.
Через некоторое время вода стала чуть теплее – может, здесь было поменьше родников. Длинный коридор, по которому мы шли, не всегда был глубоким. Иногда мы взбирались на островки, усыпанные мелкими камешками и грелись. Мимо стремительно проносились водомерки – даже удивительно, как они не боялись течения.
Появились гроты, и мы заглядывали в них, дивясь отполированности стен. В одном месте есть висящий камень – огромный валун, вклинившийся между стен ущелья. Мы очень жалели, что не взяли фотоаппарат – это возможно, если положить его в гермомешок. Да ради тех красот, которые мы там увидели, стоило даже купить специальный чехол! А вот для того, что нас ждало впереди, видеотехнику нужно чем-то к себе прикрепить.
Мы медленно брели, оглядывая красоты, и вдруг увидели пробку из туристов – в этом месте образовался небольшой водопад. Высотой он всего метра два, но такой стремительный, что вскарабкаться наверх без помощи очень трудно.
Мы сглупили – подождали, пока пройдёт толпа и только тогда полезли сами. И влезть не смогли! Наконец Слава всё-таки забрался наверх враспорку и начал тянуть меня. Он тянул, а река сбивала! Она заливала рот и глаза и первый раз я даже сорвалась, поблагодарив турок за шлем, но наконец мы оба оказались наверху.
Переведя дух, решили помочь и турецкой паре. Турок выбрал тактику подсаживания снизу и у него совершенно ничего не получалось, потому что женщина не могла ни за что уцепиться. Мы подбежали к краю и протянули ей руки, и она выбрала мою руку! Она смущённо смеялась, но совершенно чётко не прикоснулась к чужому мужчине. Правда, Слава решил не церемониться и увидев, что у меня плохо получается, ухватил её за вторую руку и потянул. Вдвоём мы её подняли, хотя это было тяжело, потому что она не карабкалась, а просто висела. Надеюсь, ей потом не влетело от мужа.
Наконец мы подошли к водопаду – он расходится надвое и таким образом получается два водопада. Он не очень высокий, зато восхитительно мощный. Если под него встать, то вода делает гидромассаж.
Туристы как раз ушли и остались только мы и турецкая пара. Они нам показали – снимите шлемы и встаньте под воду! Мы так и сделали и получили ощутимые удары, но кстати, по шее они были даже приятными. Мы стояли каждый под своим водопадом и принимали изумительный гидромассаж! Кстати, эту воду турки рекомендуют пить, настолько она чистая.
Всё в этом месте красивое, шумное и прекрасное. Впечатлений – масса, и мы барахтались в воде, забыв про холод!
Наконец стали возвращаться. Мы уже так охладились, что даже стали подмерзать. Солнце перестало попадать в ущелье и уже не было мест, чтобы согреться.

Наконец выбрались в озеро и, немного поплавав, сдали костюмы. Проход к водопаду и обратно занял около часа.

На обратном пути мы попытались найти геокешерский тайник, но GPS – мы впервые такое видели, всё время показывал разное направление. Видимо, сигнал отражался от достаточно узкого ущелья и постоянно менялся. Недостатком места закладки было слабенькое описание. Невозможно среди груд камней найти определённый камешек, если он не обладает ярко выраженной индивидуальностью.
Дойдя до пропускного пункта и своих вещей мы всё-таки решили остаться возле озера на ночь и, успешно пройдя фейс-контроль (а кто бы сомневался – с нашими-то ротозейскими физиономиями), поставили палатку на площадке среди деревьев, очень близко к озеру.

В парке нельзя курить и разводить костры, поэтому пользоваться своей печкой Бонда мы не могли, туалет – за пол километра, там же кафе – очень дорогое. Зато через три километра есть посёлок Гёйнюк с магазинами, только идти очень жарко.
Ещё мы узнали, что Ликийская тропа здесь разделяется на Верхнюю и Нижнюю. Мы вообще-то думали идти по Нижней – тогда была вероятность периодического выхода к морю, но блюститель порядка посоветовал идти только по Верхней, потому что на Нижней тропе сейчас невыносимо – по ней ходят только до середины мая. На Верхней же, кроме того что прохладней, ещё и красивее.
Устроившись, мы пошли в Гёйнюк. С дороги свернули в русло высохшей реки и здесь нас догнал квадроцикл, предложив подвезти – бесплатно. Мы удивились, но согласилась. Квадроцикл так трясло на камнях, что я потом еле руки расцепила – так крепко держалась.

А когда мы сошли, водитель спросил – нет ли у нас пяти долларов? Что это не за проезд, а так просто – может есть, а то ему нужно. Мы подумали и решили, что не дадим – мы его подвозить не просили и перед поездкой отсутствие платы уточняли.
В магазине купили себе пол-литровое ведёрко йогурта и орешки, чем и пообедали. Прикупили немного еды в дорогу и пошли обратно. Хотели купить фрукты, но это не Грузия и цены на них очень высоки. Хорошо хоть родниковая вода находится недалеко от палатки.
Обратно снова шли по руслу без воды. Место по-своему красивое – камни на ложе разбросаны в причудливом беспорядке и это украшает долину. Но было всего пять часов и Солнце сильно пекло. Камни раскалились и жар лился отовсюду – и от них, и сверху, и со всех сторон. В крохотных пробивающихся лужицах купались вороны, их здесь много и ведут они себя, как и везде, по-хозяйски. Прошли через небольшой посёлочек – совершенно пустой в этот зной.
Вернувшись к месту своего обитания, искупались в озере и развалились на ковриках в тени. Лежали и ждали, когда уйдут от озера писклявые туристы. Часам к восьми берега опустели, при чём похоже, что ушли все – даже сторожа.
И тогда стало тихо… Так тихо, как будто мы в далёкой горной глуши. А ведь оно так и было – удивительный парк находится в ущелье горной реки, среди диких гор и отвесных скал.
С уходом туристов начали появляться местные жители – сначала я встретила черепаху с толстым панцирем. Принесла Славе в палатку, а он стал кричать унести её – боялся, что она от испуга нам лужу сделает.
Потом стали вылезать из зарослей пресноводные крабы – странного, чуть желтоватого оттенка. Ещё прилетели совы, а по горе на другом берегу часто осыпались мелкие камешки, наверняка это бегали мелкие хищники.
Место здесь очень красивое и нужно обязательно оставаться тут на ночь, чтобы сходить на водопад, отдохнуть от дороги, искупаться в холодном озере и просто полюбоваться горами и звонкой ночью.
Звёзды сияли, вода плескалась, воздух стал свежим и без жары. И мы блаженствовали на берегу изумрудного озера, а совы ухали и смеялись, в траве кто-то шевелился и шуршал… Мы даже не поставили тент на палатку и перед сном лежали и глядели на огромные звёзды между высокими соснами.