Грузия-Турция 2013. Зугдиди - Местиа

05.06.2013
В поезд мы заранее купили воду и еду, и всё это пригодилось, потому что было жарко и немножко скучно – на поезде Кутаиси-Зугдиди мы ехали три с половиной часа. Вагоны – с открытыми окнами и сидячими просторными местами, кое-где есть столики, за которые сразу уселись пожилые грузины, всю дорогу игравшие в карты на копейки. Когда мы уселись, один из грузин сказал нам пересесть – потому что с другой стороны почти не будет Солнца! Вот такое внимание.
Через 15 минут после отъезда поезд остановился и потом поехал в обратную сторону – наверное, выехал на другую ветку.
Слава смотрел в окно на покрытые снегом горы и ужасался – куда нас несёт в сандалиях? Вдоль ж/д полотна тянулись поля, ёлки и пальмы, густо цвели средиземноморские цветы и было много разрушенных до основания строений – наверное, растащили советское наследие.

В Зугдиди мы приехали в 16:30. Идя по перрону, решили, что первым делом будем искать автостанцию, с которой сможем уехать в Местиа, которое находится уже в Верхней Сванетии.
Расположение автостанции оказалось идеальным – никогда такого не видела! Внутри железнодорожный вокзал просто делится на две части: справа ж/д кассы, слева – кассы автостанции. Очень удобно!
Как только мы вошли в маленький зал, как нами завладел уверенного вида грузин, и спросил-уточнил: – Вы в Местиа? Мы кивнули, а он сказал, что сейчас позвонит и узнает, есть ли ещё сегодня туда транспорт. Мы не поняли, зачем это делать и я подошла к кассе, в которой узнала, что рейсовый автобус в Местиа отправляется в 7:30-8:00 утра, но после этого кассир сказала, что она ещё уточнит у диспетчера.
Тот энергичный грузин с телефоном и оказался диспетчером. Он ответил, что сегодня уже никто туда не едет и предложил нам гостиницу, и предлагал её очень настойчиво – похоже, они там все как-то связаны. Цена – по 20 лари с человека, находится по улице Руставелли, 8 и представляет собой частный дом.
Но было ещё достаточно рано и оставаться нам не хотелось. Эмоциональный плотненький диспетчер настойчиво объяснял Славе, что нужно селиться, что мы не уедем, а я в другое ухо подговаривала ехать автостопом, а в результате Слава просто сел на лавочку и сказал, что мы немножко непонятно что переждём. Я догадывалась, что он просто не хочет отправляться в путь на ночь глядя, да ещё в горы, где неизвестно получится ли палатку поставить. А грузин всё кружил рядом, рассказывая про гостиницу.
Наверное, мы умеем принимать какой-то особый телячий вид – причём, совершенно не специально, потому что он наконец махнул рукой и сказал, что будет ещё кому-то звонить. И дозвонился!
Через 15 минут приехал белый джип, за рулём которого сидел очень приятный мужчина лет 60-ти. Он ехал из Тбилиси домой, в Местиа. Пришёл поезд из Тбилиси, но в нём пассажиров до Местиа не оказалась и тогда мы забрались в джип и поехали.
Цена – по 15 лари, так же, как и в рейсовом автобусе, ехать – 3 часа. Это, конечно, не дёшево, но это горные расценки и большим плюсом было то, что в Местиа мы добирались уже в этот вечер и не тратились на проживание в Зугдиди. Мы не очень представляли, где будем ночевать в Местиа, потому что приехать должны были в темноте, но решили, что если не найдём, то поставим палатку – тогда мы ещё не представляли в какую горную отправляемся местность!
Мы поблагодарили диспетчера и записали номер его телефона – он сказал звонить, если ещё будет нужен какой-нибудь переезд, потому что он всех здесь знает. А потом предложил пропустить по стаканчику винца у него в комнатке. Мы отказались, и правильно сделали – тот серпантин, который нас ожидал, стал лично для меня не слабым развлечением.
Диспетчера зовут Годердзи, его телефон (код Грузии)-593-91-04-37.

В машине водитель включил приятную грузинскую музыку и мы покатили по красивой равнине, а горы придвинулись и стали ближе. А скоро нас догнало местное ГАИ и оштрафовало водителя за обгон на мосту. Георгий вёл себя спокойно, как должное принял сообщение о штрафе, не ругался и не нервничал – говорят, что в Грузии ГАИ справедливое.

Скоро он купил много пушистого хлеба и нас угощал. А горы всё приближались, и верхушки их были покрыты снегом… Слава всё чаще спрашивал:
– Куда же ты меня тянешь, Рыба-цминда?
Это мы мне такое название на время путешествия придумали. Что такое цминда мы до поры до времени не знали, просто слово понравилось. А Георгий добавил, что предыдущей ночью в Местиа было +5 и мы призадумались, хоть и было уже поздно.

У нас была остановка в очень красивом месте в излучине реки с видом на широкое Джварское (Ингурское) водохранилище. По прибрежной растительности было видно, что вода здесь поднимается метров на десять.

Мы видели мощные реки, проезжали по тоннелям, а по дорогам разгуливали коровы и вели они себя как хозяева дороги.
Первый час я чувствовала себя нормально, а потом стала потихоньку укачиваться, а наклеить пластырь забыла. Думаю, если бы я ехала в другой машине, то точно бы укачалась, но Георгий – великолепный водитель. Он не лихачил, везде где надо притормаживал, аккуратно проезжал повороты. Но после жаркого поезда, серпантин давался мне нелегко и я плыла. Почти всё время я видела дорогу, по которой мы ехали – и заднюю часть, и переднюю, на столько кругообразной она была.
Иногда я всё-таки находила силы смотреть по сторонам, и в вечерних сумерках поднимались вокруг отвесные горы, бушевали с их спин водопады, зеленели густые леса, а складки гор были совершенно невиданными – на столько они были масштабнее всего, что я раньше видела.
Облака скрывали вершины, но вдруг они расступились и возникла такая громадная и великолепная вершина, что я даже забыла, что укачиваюсь! Это была Ушба – двуглавая красавица, одна из самых сложных для восхождения гор Кавказа.

Недалеко от Местиа мы подобрали грузин-автостопщиков с рюкзачками и Георгий подвёз их бесплатно. А вообще трафика на дороге не было. В нашем направлении никто не ехал вообще, и только навстречу попалось пару машин.
Наконец, когда я уже совсем очманела, вдруг краем глаза заметила придорожный знак «Местиа» и воспряла духом – мы наконец-то приехали! И стали интересоваться у Георгия, где бы нам остановиться.
Он сказал, что у него, к сожалению, всё занято, и может он устроит нас у соседа. Но и у соседа тоже было занято – ничего себе, туристическое засилие! Молодой парень, по поручению Георгия – явно очень уважаемого здесь человека, побегал по домам и нашёл нам место ночлега. Вообще абсолютно все проявляли к нам внимание и заботу – Грузия уже себя проявляла.
Мы вошли в большой деревянный дом, с большой красивой верандой, с удобствами и усаженный цветами. Почему-то в Грузии почти все комнаты окнами выходят на веранду, поэтому жить приходится за занавесками, но комната в торце оказалась привычной и мы её заняли. Цена – по 20 лари с каждого и такая цена за ночлег была дальше почти по всей Сванетии, потому что все это места туристические и постоянно туристами посещаемые.
Пока ещё не наступила темнота, мы прогулялись в центр – совсем рядом. Там довольно красиво, здания оформлены под старину и искусно подсвечены, тротуар и площадь выложены плиточками, а в центре возвышается царица Тамар на очень необычной лошади.

У хозяйки мы заказали завтрак – по 5 лари с человека – утром мы собирались на озёра Корульди и не хотели тратить время на возню с завтраком. Стоимость еды на одного – 5 лари.
В 22:30 мы уже забрались под одеяла – было очень прохладно, хотелось тепла и давала знать себя общая усталость от целого дня в дороге.