Грузия-Турция 2013. Тбилиси - день 4

19.06.2013
Блошиный рынок, парк развлечений на горе Мтацминда, крепость Нарикала и Серные бани

После завтрака, уже как обычно, заявился хозяин квартиры. Рассыпаясь в извинениях, он попросил рассчитаться за прожитые дни. Он шаркал ножкой и говорил, что это дочка попросила денег на покупки, а так бы он ни-ни… Я его понимаю – а вдруг мы ночью сбежим?
В этот день мы отправились искать блошиный рынок возле Сухого моста – это вроде торгующего музея под открытым небом. Было пасмурно и чуть накрапывал дождь, поэтому не многие вынесли продавать своих блох, но и увиденного было достаточно, чтобы мы там застряли. Я выбрала домой сувенир – набор крохотных предметов из меди – на тарелочке диаметром 10 см их поместилось 10 штук.

Хочу отметить, что именно на Блошином рынке можно купить неожиданные аутентичные сувениры. Немного дальше барахолки продаются новые предметы, старинные или ручной работы. Удивила аллея картин – преобладали светлые и яркие краски, при этом сюжеты приятные и позитивные.

Мы прошли Сухой мост, скверики имени 9 марта и 9 апреля. По дороге попадалось множество чудных статуй. В этом районе много маленьких магазинчиков, особенно фруктовых, но при этом на них даже нет вывесок – они очень местного значения.

Следующим нашим объектом была гора с аттракционами с подъёмом на фуникулёре. Добирались мы туда по таким крутым улочкам, что я еле заползала – и как там живут?
Фуникулёр выглядит щегольски – ярким и совершенно новеньким. Мы купили карточку с поездками вверх и вниз – за 10 лари. Этой же карточкой можно расплачиваться за аттракционы и дозаряжать её по своему усмотрению.

Парк находится на горе Мтацминда и сделан с большим размахом. Полюбовавшись видом Тбилиси и попытками египтян усидеть на механическом быке, мы пошли к Колесу обозрения.
Колесо, расположенное на полукилометровой высоте, позволяет узреть Тбилиси во всей его хаотичной красоте. Отсюда видно, какие разные в нём здания, как изгибаются улицы, как купается город в зелени, а кольцо гор на горизонте с ползущими облаками, придаёт картине странности и очарования.

Кабинки Колеса большие и полностью застеклённые. Вроде там есть кондиционеры, но в это день из-за прохлады они не работали. Зато мы были защищены от ветра и изредка капающего дождика. Билетёры сказали, что при Солнце даже стоять возле Колеса жарко, а уж в кабинках тем более. При посадке группы посетителей рассаживают по кабинкам равномерно, где-то в каждую пятую. Смешно думать, что так они старались уравновесить нагрузку – ведь вряд ли наш мушиный вес влиял на эту громадину.
После колеса мы довольно долго гуляли по парку – при желании здесь можно провести почти весь день.
Здесь есть парк динозавров для детей, тиры, подзорные трубы, футуристические детские площадки – похоже, грузины любят необычные формы.
В парке много клумб, цветов, травы и деревьев. Есть кафе и рестораны, чистые современные туалеты. Парк безусловно хорош, но опять же – если нет времени, то не обязателен к посещению.

Возвращаясь в свой квартал, мы продолжали покупать местную еду – сыр, хлеб, черешни. Этим и пообедали, добавив кофе с мороженым. А отдохнув, продолжили осмотр города, и в этот вечер это был наш район Абанотубани – Серные бани.
И наконец-то, аж на четвёртый день нашего пребывания в Тбилиси, я могу твёрдо сказать – это именно то, что обязательно к посещению!
Сначала по крутой улице мы добрались до крепости Нарикала. Годы её основания неизвестны, но в VII веке она уже существовала.

Сначала мы обошли её справа, чтобы убедиться, что фуникулёр не работает. Поднимаясь всё выше, часто останавливались, чтобы посмотреть на вечереющий город. В одном месте попались несчастные деревья, увешанные даже не ленточками, а цветными полиэтиленовыми пакетами – на счастье... Не знаю на чьё, но уж точно не дерева. Кроме того, что это жутко некрасиво, ветки, зажатые пакетами, начали усыхать. Нужно запретить это издевательство над живой природой и я призываю никому не повторять этой несусветной глупости!
И ещё я решила носить с собой ножницы, чтобы срезать эту мерзость и организовать группу: «Спаси дерево – срежь ленточку».

Обойти крепость вокруг нельзя – дорога обрывается у крутой скалы. Но заглянув вниз, мы увидели старинные дозорные башни и зелёное море деревьев.

Потом мы вернулись и вскарабкались на саму Нарикалу. От крепости остались, в основном, окружающие стены, но зато оттуда можно увидеть Тбилиси по новому, и возможно, это самый лучший его ракурс.

Здесь ниже, чем на Колесе обозрения, и поэтому можно подробнее рассмотреть город – отсюда он видится прекрасной миниатюрой. Здесь ничто не заслоняет пространства, как это было в Парке Победы и сюда почти не долетает шум улиц. Тбилиси виден как на ладони и это очень красивое зрелище. Мы долго рассматривали круглые купола бань, острые вершины храмов, причудливые современные и черепичные старинные крыши.

По крутому обломку стены мы забрались ещё выше, на самый верх крепости. Влезать туда лучше в приспособленной обуви, а например, лезущие вниз пьяные россияне просто чудом кувырком не летели, хватаясь за всё руками-ногами и пачкая на ходу одежду осыпающейся землёй.

Неожиданно нас узнала иностранная пара, пытавшаяся на английском напомнить, где мы встречались – возможно, ещё в Сванетии. Меня удивило, что они нас узнали – неужели мы такие запоминающиеся?

На обратном пути мы спустились по тропинке, чтобы оказаться сразу возле серных бань. Но сначала зашли в мечеть и сделали это профессионально – сняв обувь и замотавшись платком – под одобрительно-удивлённый взгляд смотрителя.
Потом мы бродили между куполов древних бань, давших названию целому городу. Некоторые из них и сейчас работают и по улице витает лёгкий сернистый запах.

Здесь нас окликнули двое грузин, стали расспрашивать кто мы, откуда, и предложили утром поехать на машине в гости – в Чечено-Ингушетию. Мне захотелось, но Слава пресёк это дело. Учитывая, что из нас двоих осторожная и недоверчивая я, то его отказ нужно серьёзно брать во внимание.
Старый город нас восхитил. Сердце древнего государства находится здесь, среди удивительных улиц, невысоких домов и проступающей тишины. Именно здесь, в самом центре столицы, по тёмному ущелью струится река – как символ жизни, как исток всей страны.

А потом мы пришли туда, где в самой глубине ущелья шумит естественный водопад. Растекающийся вечерний свет смягчил следы времени и я поняла, что могла бы блуждать здесь каждый вечер, но в погоне за описанными достопримечательностями, попала только в последний.

Здесь, в наступающей ночи, контуры древних стен ткали особую вязь, из которых и состоит история всего города.

Отъезд из Тбилиси
20.06.2013

Предыдущим вечером, вернувшись с прекрасной прогулки по старому городу, я вдруг предложила полностью изменить дальнейший маршрут, отбросив Гори, Боржоми и всё то направление. Составлением плана мы и занялись, под панические возгласы Славы.
Кстати в Тбилиси мы посетили аж две синагоги – в одну нас пригласил наш хозяин, а вторую – для сравнения. С этим у нас вышла интересная история.
Началось с приглашения Джони, который с гордостью рассказывал о прекрасном ремонте в Большой Тбилисской синагоге. Он объяснил, что в эту синагогу ходят грузинские евреи. А недалеко есть ещё одна – для русских евреев. О ней он говорил уклончиво и меня это заинтересовало.
В Большой Тбилисской нас встретили радушно – чуть ли не с распростёртыми объятиями! Мы вошли внутрь и пожилой весёлый охранник завёл нас в зал на первом этаже. Мы думали, что он будет за нами приглядывать, ведь там было немало ценностей, но он сказал, что пойдёт болтать на улицу, а мы чтоб сами погуляли и поднялись ещё выше, потому что и там интересно.
Здание внутри действительно очень красивое, с искусной мозаикой, рисунками, роскошными люстрами и множеством тех мелочей, которые делают помещение уютным.
А когда мы вышли, нас зазвал за угол старичок, оказавшийся кладовщиком, и предложил нам пропустить по рюмочке! Мы отказались, как обычно, о чём теперь я жалею – выпить 100 грамм вина, в каморке синагоги, с грузинским евреем – ну чем не приключение?

После этого я ещё больше захотела посмотреть на синагогу русских. Мы её нашли, но здесь уже не было распахнутых настежь дверей и улыбающихся улу, а был кодовой замок, ворота на запоре и бдительная охрана. Правда, из-за того, что туда как раз заходили, мы тоже прошли следом.
На входе нас пропустили, но напряжённо и только один древний старичок нам улыбнулся и протянул Славе кипу. Когда мы вошли в зал, то охранник встал рядом, а все присутствующие стали говорить тише, на нас поглядывая – чувствовалось напряжение.
Когда в зале стали готовиться к молитве, к нам подошёл дяденька и вдруг спросил: – Ви аид? На наш немой обалделый ответ, что мы «не аид» (позже выяснилось, что это на идише спрашивали – «вы еврей?») нас просто выставили за ворота. Вообще-то это неправильно – ни из одного храма, в том числе синагог, нас не выставляли во время молитвы, только в Турции во время Рамадана – священного праздника у мусульман.
Таким образом мы сравнили не просто синагоги, а самую суть – людей. Открытых и радостных евреев-грузинов и зажатых параноидальных русских.

Утром встали рано, и пока собирались, заявился хозяин. Мы спросили, с какого автовокзала нам ехать в Цалку, а он предложил подвезти на машине – бесплатно, удивительные всё-таки эти грузины. В 11:05 Джони стоял у дверей и ещё пришла нас проводить его дочка. Очень приятным было наше пребывание в их доме и всё что я могу, это порекомендовать их и дать телефон: +99555553907.
Первым делом мы приехали на станцию, с которой на Цалку уходит только один автобус в 9 утра. Тогда мы поехали на другую станцию с названием – Нафлукская. Какое счастье, что Джони оказался таким любезным и возил нас на машине! Думаю, если позвонить и договориться с ним о квартире заранее, то он встретит и подвезёт бесплатно.