Армения 2019 год. День в Дилижане

13.09.2019
Утром нас накормили завтраком – уже европейским. Омлет, сосиски, масло, варенье, хлеб, какао. После завтрака хозяева показывали свой сад и огород и дядюшка Лёва был в спортивном костюме – после перенесенного инфаркта он постепенно увеличивает активность и каждое утро начинает с езды на велосипеде!
Он сказал, что жизнь ему даёт работа в саду и руки его – большие и натруженные, напоминают плоские лопаты. Свой новый огромный дом он построил с расчетом на туристов и скоро будет обустраивать отдельные номера и люксы.
Ещё дядюшка Лёва рассказал, что лет 60 назад на Севане построили плотину и вода из озера сильно ушла. Раньше она доходила до центральной улицы, а это очень далеко! Так что когда вчера вечером Слава сказал, что мы гуляем по дну моря, он был прав. Только произошло это не миллион лет назад, как мы думали, а всего 60. Поганая советская власть губила Севан, отбирая у армян их жизненную уверенность! Интересно, что сейчас вода стала потихоньку возвращаться и затопленные дома это наглядно показывают. Ещё мы узнали, что Севан иногда замерзает и тогда в городе становится теплее.

Из Севана мы решили ехать в Дилижан, а оттуда попробовать перейти невысокие горы к теплым источникам. Хозяева громко нас отговаривали, уверяя, что нельзя так много ходить! Позже дядюшка Лёва нам часто звонил, проверяя, не отправились ли мы в горы.
Попрощавшись с душевными людьми, мы вышли на трассу и стали ждать проходящего автобуса. Но остановилось такси и мы сторговались проехать 35 км за 150 гривен. По пути таксист очень надеялся затащить нас в очередной монастырь, но это ему не удалось. Тогда он стал советовать не ходить в Дилижане в рестораны – потому что они дорогие, а пользоваться только магазинами.
Когда мы ехали, вокруг было туманно и облачно, а поднимались мы в самое густое облако. Таксист сказал, что сейчас проедем туннель и вы такое увидите! И мы увидели: всего один перевал и один туннель резко изменил всю природу: Дилижанский заповедник, расположенный внутри уютных гор, густо порос огромными деревьями. Они покрывают все склоны густыми шапками. Шубами. Одеялами! После плоских желтых плато и голых скал это было изумительно! Сразу изменился и климат – воздух ощутимо потеплел. Вышло Солнце и мы даже поснимали куртки.
В забронированном жилье мы выбрали комнату с отдельным входом. Здесь тоже было холодно, но мы заприметили кондиционер, которым потом пользовались на обогрев.

Хозяйка принесла нам кофе и домашние печенья. Посидев в ее садике, мы пошли смотреть Дилижан. В центре находится статуя героев фильма «Мимино», из которой течёт питьевая вода – кстати, питьевые фонтанчики попадаются в Дилижане достаточно часто. Тут же расположен автовокзал, с которого можно уехать в Ереван. Здание вокзала большое советское, но продавец билетов сидит на воздухе.
Мы спросили у него про направление не в Ереван и он ответил, что в таком случае ехать надо от «Мимино». При этом предупредил, что цена проезда не выше 500 драм: «Чтобы наши чудесные таксисты вас не обманули!».
Посреди города течет горная река, конечно, утесненная в бетонный канал. Она настоящая, бурная, с зарослями.

Мы не знали куда пойти и выбрали какую-то пещеру на горе. Но прежде чем рассказывать, что там было, я хочу сформулировать итоговый вывод: если вы решаете ходить по курортным достопримечательностям, то лучше сначала найти в Интернете их фотографии и заранее решить - идти вам туда или не нет.
Чтобы пройти к пещере мы подошли к парку, вход в который оказался закрыт. Там даже был охранник, который сказал, что территория теперь частная, но «вы потихоньку, тропинками…» - чудесный охранник!
И мы прошли тропинками между развалин советского строя. Природа здесь напоминает крымскую, много тени и зелени. Непривычно тепло и крутые подъёмы. Иногда открывались обзорные площадки и с них красиво открывалась синяя даль.

Сама пещера оказалась маленькой и нам не очень понятна ее достопримечательность. Спускались уже по другому склону, мокрому и крепко истоптанному коровами. Здесь тоже круто, но уже вниз.

Закончив с природными достопримечательностями, мы занялись городскими: ходили по улицам со смешанной архитектурой – советской и более древней. Это и прячущиеся за деревьями колонны, и тихие скверы, и большие балконы.

Мы сходили и на разрекламированную улицу «армянской архитектуры». Это оказался очень отреставрированный квартал со свежими деревянными элементами – мило, но совсем не старинно. Сюда таскают все экскурсии и здесь много мини-мастерских, где сувениры изготавливают прямо на ваших глазах. Не дёшево, конечно.

Попалась нам и длинная каменная лестница, завитками уходящая в лес. На мой вопрос женщине – что же там? Она лаконично ответила – универмаг. Оказалось, что эта лестница ведет как бы на второй ярус города – неимоверно советского вида. Там располагаются магазины и банки, площади и гос.учреждения. Мы даже нашли сумермаркет и накупили там пастилы. Вернувшись, натопили кондиционером комнату и легли отдыхать – с пивом и джусинадом.