Армения 2019 год. Через собак и облака к цивилизации

11.09.2019
Утром встали пораньше, в промежутке между дождями набрали воды из кратера, процедили её через фильтр, и вместо мутной воды с кучей взвеси, получили прозрачную воду. В этот раз мы её дополнительно перекипятили, потому что берега озера оказались густо истоптаны копытами. Дальше этого уже не делали – пили прямо из фильтра.
Когда собрали палатку, мимо прошло гигантское стадо. За ним из тумана вышли четыре огромных армянских волкодава. Мы начали отступать, приговаривая глупое «куть-куть-куть» - как нас научили еще в Ереване. Не думаю, что помогает, зато звук разбудил пастухов и они отозвали собак.
Мы шли теперь вниз и появилась зеленая трава. На этой высоте нам попалось огромное количество мышиных нор, целые мышиные города! От них земля под ногами казалась сыром. Между нор протоптаны аккуратные тропинки. Слава сказал, что мыши делают их такими гладкими, чтобы в случае опасности можно было быстро скользить на пузике как на саночках, а не долго перебирать маленькими лапками!

Переход через Гегамский хребет. Армения 2019

И периодически мы встречали собак…. После одной-двух встреч у нас даже выработался алгоритм, который, однако, не мешал осознавать всю опасность происходящего.
Выглядело это так: как только глазастый Слава замечал пастушью будку или стадо, или я в разрыве облаков ловила первый гав, мы старались очень тихо, по большой дуге, это место обойти. Но всё равно в какой-то момент появлялась первая собака…

Собаки здесь, в основном, белые, на очень высоких ногах и выглядят очень внушительно. Держатся еще более внушительными стаями - от пяти штук.
И вот выныривают они из тумана, и с этого места мы начинаем идти задом, прижимая к телу треккинговые палки, чтобы они казались частью нас. Погавкав, собаки начинают медленно приближаться…
В какой-то момент, решив, что церемоний уже достаточно, Слава достает отпугиватель собак – желтенькая штука, которая была выбрана нами вместо шокера, потому что его нельзя провозить в самолете. Кстати, наименованная пукалкой, она таки себя оправдала! И очень помогала если не отогнать, то хотя бы привести в недоумение охранников стад.
И вот, нажимая на кнопку отпугивателя, одновременно Слава начинает дуть в свисток – чтобы подать сигнал пастухам, а я – кудахтать: «куууть-куть-куть-куть-куть»! Как курица!
Обомлевшие от неожиданности собаки нас пропускали, но не надо думать, что это было легко! Каждая встреча вызывала нервное напряжение и усталость.
Действе прибора под названием отпугиватель собак, для меня полностью непонятен – он должен издавать ультразвук, который им неприятен. Одновременно мы заметили, что он неприятен только агрессивно настроенным собакам. Если же собаченция миролюбивая, то он на неё не действует!
Так было с большим щенком алабая, который подбежал к нам не смотря на пукалку и упал на спинку, прося почесать весьма крокодильский животик! Взрослые же собаки, подбежавшие на это посмотреть, получили разряд из пукалки и отбежали! Правда, недалеко.
Но самыми опасными в горах являются юрты со стадами, но без людей. Собаки есть, а помощи нет! В общем, как сказал Слава:
- Не ходите сюда, здесь собаки!

Ультразвуковой отпугиватель собак AD-100

Собаки в горах

В этот день нам нужно было пройти около 15 километров, но собаки заставили покружить в тумане. Иногда сыпался то ли круглый снег, то ли мелкий град. Мы надели всю взятую с собой одежду и накидки-пончо, дополнительно защищавшие от ветра, и так шли – сквозь облака, собак и дожди.

Переход через Гегамский хребет. Армения

Мы спускались и понимали, что тут должно быть интересно солнечной осенью: часто попадались карстовые образования – огромные каменные воронки, явно постепенно превращающиеся в пещеры, или вдруг открывалась груда камней, как будто сваленная самосвалом-исполином.
Лягушки вяло шевелились в попадавшихся лужицах. Как нам сказали – с весны в этих местах была засуха, и сейчас, в начале осени, все выливается, оставляя Армению без бархатного сезона. Вот так получилось, что на плато вулканов мы ничего не увидели, и даже постарались пересечь его побыстрее – подальше от собак и холодов.
А к вечеру мы вышли на склоны к монастырю и как-то вдруг открылся обзор на Севан! Красиво было очень! Но и здесь мы не нашли воды.

Армения. Вид с Герамского хребта на озеро Севан

Переход через Гегамский хребет. Армения

Какими-то огородами мы спустились на окраину села и так радовались деревьям и зеленым листьям! На улице болтали пять женщин. Мы спросили их, как уехать в Севан:
- На такси! Автобус только рано утром будет.
Возникло напряжение – мы не очень знали, что делать и даже где в сёлах берут такси, к тому же уже совсем свечерело. Но в дороге если не знаешь что делать – иди! И мы бодро пошли.
Навстречу проехало такси и мы подумали – может, будет ехать назад? И постарались принять приличный вид. И оно таки догнало нас! Мы махнули рукой и попросили подвезти хоть куда-нибудь. С потрясающим акцентом таксист сказал:
- Канэшна! И назвался – Людовик.
Первым делом он спросил:
- Вы с гор пришли, наверное голодные, кушать хотите? Поедем ко мне домой я вас покормлю!
Мы отказались! Снова!
Тогда он спросил - откуда мы? Из Херсона?!
– Вах! У меня брат в Николаеве живет! Поехали ко мне ночевать!
Но на этот момент мы уже забронировали жилье по Букингу и не могли отказаться от поселения. Кроме того, мы были очень грязные, с кучей мокрых вещей. Зато по нашей просьбе водитель остановился возле магазина, где мы купили фрукты.

Тсахкашен, Армения

В отеле, расположенном на трассе, нас поселили в 2-х комнатный номер – гостиная и спальня. В отеле тихо и пусто – сезона нет. Мы долго купались в горячей воде, очень долго. За несколько дней в мокрой обуви пальцы ног раскисли, а вещи, постоянно мокрые до колен, пропахли сыростью. Горячая вода это с трудом, но устранила.
Мы что смогли постирали, развешали для просушки палатку и спальники и спустились во дворик. Тут нас угостили домашним вином – мягким и бархатным.
Согревшись вином, мы вернулись в холодные стены гостиницы - находится она на высоте 2000 метров и в больших комнатах было откровенно холодно! Сон в постелях неожиданно внес сумбур в наши сны – даже негры на крыше сидели…

Армения. Отель Оазис

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Супутні товари

Ультразвуковий відлякувач собак AD-100 жовтий

Мініатюрний відлякувач собак AD-100 являє собою електронний прилад, що носиться (зібраний в корпусі мініфонарика), що випромінює потужні ультразвукові коливання, чутні собаками і не сприймаються людин..