Грузия 2019 год. Длинный день из лета в зиму

21.09.2019
Этот день стал очень длинным, просто огромным, и в конце дня казался просто немыслимым - растянутым на сто часов!
Проснулись часиков в семь. Солнце ещё не вышло – роса, тишина, красота! Всё вокруг казалось нарисованным - не реальным, а созданным кистью. Но когда появились первые лучи Солнца и осветили реку, то его свет моментально заискрился в хрустальных водах, заиграл на деревьях и ожила картина!
Решили быстренько собираться, чтобы подкараулить нашего егеря – как раз утром он должен был заступать, я это заранее вычислила. При этом компот из яблок сварить успели - ароматнейший! И доели абсолютно всю еду.
Когда закончили, появился наш егерь - Бодур. Он подошёл, поздоровался и я ему сразу:
- Ну что, пойдем в заповедник!
Слава был уверен, что егерю эта идея уже не нравится. Но от нас отделаться ему было трудно – сам пригласил и теперь мы его гости. Славе тоже не сильно хотелось идти на весь день куда-то в дебри, но ему было трудно отделаться от меня.
В свою очередь и я не хотела на целый день, но нельзя было отказываться от возможности!
В итоге все мялись, но под моим натиском не смогли отступить. Тут егерь сказал, что на следующий день будет идти группа поляков и мы можем к ним присоединиться. А сейчас он нас поведет только на несколько часов. Идеальный вариант!
Мы быстро собрались, прошли на территорию лесничества, оставили вещи и двинулись в заповедник. Оказалось, что вход в него – прямо и только с территории егерского двора – узкий вход в ущелье начинается прямо оттуда.

И мы вчетвером – с доброй Мурой и ружьем, перешли мост и сразу же вошли в густой лес до небес! Заповедник - это действительно ущелье, и довольно узкое.

Деревья со всех сторон старые, необычные. На них в большом количестве висит плющ. Это нехорошо, но здесь ничего не трогают, потому что это девственный лес и он должен оставаться таким как есть.
Всюду опахала огромных папоротников и мы шли как по джунглям или в доледниковый период. Густая зелень скрывает свет и на тропе довольно темно.

Некоторое время мы шли вдоль реки и дошли до очень красивого водопадика. Здесь образовалась довольно глубокая ванна, в которой в тёплое время купаются.
Егерь шёл не быстро, раздвигая ветки палкой и осматривая следы – его интересовало наличие зверей, и не прошёл ли незваный посетитель.
А потом Бодур начал показывать нам следы. Сначала кабаньи – в прошлом году у них была какая-то болезнь и многих не стало. Но сейчас они стали перебегать из Чечни и понемногу распространяются.
Потом показал помет волка, а дальше – медведя! Следы лап. К водопадику медведь ходит ловить форель.

Егерь везде ходит с винчестером. Сказал, что только один раз его забыл и встретил сразу трёх медведей! Они уставились друг на друга, а потом он поднял руки и стал грозно кричать. Мишки испугались и убежали. Бодур сказал, что медведи вообще пугливые, опасно только если встретишь раненого, и что гораздо опаснее волк и кабан. Если увидел кабана и он бросается, то только ружьём от него можно отбиться. Потому что это очень быстрый и сильный зверь.
- А если на дерево?
- Не успеешь!

Егерь сказал, что покажет нам очень старый тис, старее чем те, куда водят экскурсии. Сначала мы спустились в очень глубокий овраг, потом из него выкарабкались, прошли ещё немного и увидели его - очень большой тис в обхвате метра четыре, с уходящими в далекую высь ветвями. Тис растет очень медленно и толстеет на один миллиметр в год. Этому тису не меньше 2000 лет!

Егерь рассказал, что любит ягоды тиса. Я удивилась – ведь они считаются ядовитыми. Но егерь сказал, что их едят, только плодоношение у деревьев раз в два года. В прошлом году ягод было много, а в этом их нет. Но Слава все равно умудрился найти немного и мы их попробовали - они сочные и сладкие.

Егерь рассказал, что сюда мало кто ходит, только ученые. Экскурсантов же водят наверх и туда далеко идти. Ещё сказал, что возле этого тиса можно увидеть много зверей, потому что рядом проходит звериная тропа. Мы сели под деревом послушать лес и сразу же появился зверь – величиной с собаку! Когда он нас увидел, то заверещал и побежал, а Мура за ним! Потом мы этого зверя видели на календаре в доме егерей.
Мы узнали, что для прохода в заповедник нужно заранее получить разрешение у директора. Разрешают всем, но обязательно с провожатым. И тут есть такое раздвоение – в лесничестве всегда должен быть егерь. И провожать по заповеднику должен егерь. Поэтому пока мы гуляем по ущелью пол дня с одним егерем, в лесничестве сидит предыдущий сменщик и не уходит домой! Так что рабочий день у них непредсказуемый.
Мы узнали, что работает Бодур здесь два года и что охраняют заповедник только чеченцы:
- Если бы это были грузины, то всех кабанов бы съели. И медведя бы съели. И барсука! А мусумальнам этого есть нельзя. И птицу с загнутым клювом нельзя – только с прямым. Из животных - только тех, кто жует жвачку.

Ещё егерь рассказал, что у реки строится ферма биткоинов. И что туркам продают электроэнергию, получаемую от реки, по 5 тетри, а им – по 17 тетри!
Рассказал, что в этих местах жило много людей, но в 1944 году всех чеченцев стали выселять в Казахстан. Кто не успел сменить фамилию на грузинскую - всех выселили. Уже после того, как не стало сталина, кистинцы начали возвращаться. Дед Бодура фамилию сменить успел, но из своей чеченкой фамилии сделал себе имя.
Посидев возле тиса, мы вернулись назад. Нас зазвали на чай и мы не отказались.

А потом мы ушли. И оставили в заповеднике спокойного и гордого егеря, множество зверей, древние тисы и собаку Муру – с кроткими нежными глазами. И мне жалко и трогательно о ней вспоминать…
Мы уезжали из Панкисского ущелья и чувствовали это с каждым шагом.

После заповедника мы пустились к магазину Нателлы. Увидев нас, она выдала неожиданную фразу:
- Вы всё ещё здесь?!
Мы накупили всякого, рассказали где гуляли - она, как это обычно бывает с местными, почти нигде в своих краях не была. Пока ели мороженое, подъехал на машине парень и Нателла наказала ему отвезти нас в село Дуиси. Не попросила, а именно – указала.
Добравшись в Дуиси, мы вышли и потихоньку пошли по дороге пешком – просто потому что не знали, как искать автобусы. Скоро сзади показалась машина, которая на мой задумчивый взгляд сразу же остановилась. В этой машине мы приехали в Матани. Там тоже вышли и просто пошли.
Нас обогнала машина и тоже остановилась. А когда мы поравнялись, то высунулся любопытный грузин и спросил:
- Куда идете?
- Туда…
- А почему пешком?! Залезайте.
Внутри он продолжал допытываться, почему мы ходим пешком? А мы отвечали, что по-другому не знаем как – ведь автобуса сейчас нету.
Бодур говорил, что нас будут подвозить только чеченцы – потому что они самые гостеприимные «не то что грузины!» Но первый же грузин подвез нас - просто из любопытства.

В Ахмете грузин подвез нас прямо к автобусам, где мы сели на маршрутку в Телави. Таким образом за день мы сделали три самостопа и одну маршрутку.
В Телави Слава забронировал нам комнату в грузинском доме и приехав, мы пошли по треку. Но оказалось, что точка поставлена неправильно и мы забрели за Телави, в нижнюю его часть, которая уже и не город, а пригородный посёлок.
Мы долго петляли, потому что ни названий улиц, ни номеров домов не могли обнаружить. Наконец мимо с грохотом прокатился микроавтобус. За рулём сидел абсолютно круглый смешной грузин - полтора на полтора, с огромным шнобелем и сползающими штанами. Колоритнейший! Я заглянула в окно, он сразу остановился и спросил:
- Что ищете? Мы ответили и он повелел:
- Залезайте!
Рядом с ним уже сидела женщина, и мы на место рядом с ней втиснулись вдвоем, и даже затащили свои рюкзаки! Грузин нас повёз вверх по улице, а мы пока позвонили хозяину дома. Но при первых же словах водитель выхватил у Славы телефон и загрохотал в него по-грузински! Потом он немного объяснил дорогу и добавил, что он бы нас подвёз, но ему крышу надо делать. Крышу так крышу… неожиданно - был уже вечер. Но я ему верю.
И мы снова пошли вверх по улицам. А вокруг стало быстро холодать и задул сильный ветер. Тут с нами опять связался хозяин дома и после переговоров приехал за нами на машине.
Приехав, мы вошли во двор и увидели дом – белую коробку. А когда вошли внутрь… Тут вам и рояль в кустах, и пианино, и дорогая мебель, и деревянные лестницы. Ночёвка стоила 30 лари.

Нас отвели на второй этаж и предоставили кухню и большую удобную комнату – как обычно, холодную. Оставив вещи, мы пошли искать еду. На улице стало ещё холоднее, а ветер просто мешал идти. Всё уже было закрыто, но мы таки нашли хачапурню и заказали ужин.
Мы сидели за столиком и наблюдали за грузинами. Почему-то было немало одетых в треники и спортивные костюмы.
Тут в кафе вошли сразу шестеро таких же и, как уточки, переваливаясь, направились к стойке. Впереди - самый большой, потом поменьше, потом ещё меньше, а сзади - самый мелкий и тощий.
Они подошли к витрине…. посмотрели на хачапури…. и в том же порядке почапали к двери.
Слава сказал, что может это местные гопники? Но я не могу представить грузин гопниками! Может, сами себе они и казались крутыми, но со стороны выглядели смешными и милыми!
Мы пошли назад, и вдруг небо потемнело. В городе сразу стало темно, как ночью, а в горах вдруг ослепительно засветило Солнце! И в его последних лучах возникла громадная, просто фантастическая радуга!
Глядя на это невероятное зрелище, под ударами леденящего ветра и срывающихся капель, мы ещё не знали, что это ворота в уже настоящую - Осень!

Начал падать крупными каплями дождь и мы бегом вернулись в дом, нырнули под тёплые одеял и начали отдыхать…
Мы лежали и не могли поверить, что в этот день утром мы ещё были в солнечных горах, ходили по заповеднику и разговаривали с егерем среди колышущихся папоротников.
А теперь лежим в холодном городе, пробравшись через толпы грохочущих машин, через лабиринты дорог и улиц. А за окном холодный дождь и ветер гремят всем чем могут… Слава кутался и каждые пять минут чётко произносил:
- Рыба - спать!
Сначала я думала, что он соображает, что говорит, но потом поняла - не соображает. А говорит во сне.
А я не спала и думала о том, что мы уехали из Панкиситана. И скорее всего - навсегда. И уже вне времени осталась собака Мура с кроткими глазами, которую мне хотелось забрать себе – ведь собаки в горах не живут долго. Остались люди, с которыми нас свела жизнь, остались тысячелетние тисы и совы, зовущие к себе по ночам. Остались чеченцы-кистинцы, до сих воинственно охраняющие свою землю, и девственная природа – суровая и чарующая…