Грузия 2019 год. Переход с вершин к заповеднику

20.09.2019
Проснулись пораньше – нам предстоял дневной переход. Солнце ещё не показалось из-за зубцов гор и белая Луна висела прямо возле палатки. Наконец стрельнул первый луч и сразу, просто мгновенно все вокруг изменилось! Полились по периметру разноцветные лучи, засверкали после ночного дождя травы! А потом из расщелины выползла «обезьяна» и заколыхалась вокруг туманная дымка.

Пока завтракали, пришла большая собака – девочка, она виляла хвостиком и просила хлеба. Мы мило пообщались и белоснежная красавица была благодарна. Собаки этих мест невероятно красивы. И так же невероятно суровы, горды и мало предсказуемы.

Из лагеря вышли в 9:30, что для нас удивительно рано. Первые два часа шли к месту спуска. Возле спуска даже есть знак - в селение Хадори. Почти сразу сбоку появляется река, где можно набрать воду. А главное - эта тропа очень щадяще обходит пастушье хозяйство с собаками, и по пути попадаются метки.

Тропа каменистая и довольно крутая. Но камни держат. Я бы порекомендовала здесь именно спускаться, а подниматься в удивительную чеченскую деревню там, где это сделали мы. Потому что хоть она и крутая и всё время вверх, но она накатана. А сегодняшняя наша тропа – именно тропа, и нужно осторожно ставить ноги, перенося вес с одной ноги на другую. В обоих случаях - треккинговые палки в помощь!

Вокруг нас уже легкая осень. Она царит в горах и её рододендроны покраснели, а папоротники – пожелтели. Но самое красивое – это клёны. Они есть с желтыми листьями и с красными, и ярко пламенеют на склонах и по верхней каемке гор! А чем ниже мы спускались, тем больше становилось цветов.

После первого этапа спуска начался следующий - теперь мы шли по ущелью вдоль каменистого сухого русла, сначала по левой стороне реки. Всё вокруг заросло деревьями, попадаются примыкающие русла, в это время года пустые.
Мы шли и всё большее углублялись в зелёный коридор. Вокруг тишина и множество папоротников, колышущих мощными опахалами.

Совершенно неожиданно в основном русле появилась вода и нам стало её слышно, хотя и не видно. Мы еще раз убедились, что по этой дороге лучше спускаться, потому что из зеленого туннеля мало что видно. Зато после дней, проведённых среди гор и камней, хорошо было оказаться в тёплом колыхании зелени.

А воды становилось всё больше и два раза мы даже вынуждены были переходить на другой берег - когда дорога становилась совсем уж непроходимой.
Одно место мы назвали местом тысячи родников – здесь они струятся со всех сторон и это очень красиво! На относительно ровном месте попробовали искупаться, но течение оказалось слишком сильным. Пополоскав ноги, мы только оделись, как появилась кавалькада чеченцев. Они вывозили свой скарб, включая огромные кастрюли.

Мы продолжали идти под сомкнувшейся аркой деревьев, и даже нашли дикие яблоньки. Яблочки маленькие, шкурки горьковатые, но внутри приятная вкусная мякоть. Нашли и лесные орехи, но их мякоть еще не дозрела, хоть и сладенькая.
Возле следующего брода я искупалась, а Слава не смог – вода для него слишком холодная. После купанья у меня появилась лёгкость от ощущения чистоты! И я пошла чуть ли не вприпрыжку.
Скоро основную дорогу размыло и пришлось пробираться по косогору. За пять часов мы прошли две трети пути. Воды вокруг стало очень много и я подумала, что если кто-то решит всё-таки здесь подниматься, то хорошо бы разбить путь на два дня – места очень красивые, воды много, дров тоже.
Мы снова подошли к водному переходу, и снова после омовения ног я ощутила необыкновенную лёгкость. Вспомнилось, что ещё наверху чеченец сказал нам, что до Хадори далеко – полтора часа по трассе. Интересно, по какой трассе? Машина здесь не проедет. Тогда на чём? Может быть, на коне?
Дорога до Хадори у нас заняла шесть с половиной часов – причём мы вообще не торопились, перешли штук пять бродов, ели яблоки и кололи орехи.

Хадори – это буквально несколько домиков. А на краю сразу же обнаружились коровы с собаками. Приятно, что грузинские волкодавы чувствительнее армянских и быстрее реагируют на отпугиватель от собак. Кстати, было очень странно вспомнить, что мы находимся в Грузии – колорит и серьёзность чечнцев-кистинцев переместили нас в страну мусульманскую!
Маршрут заканчивается возле китайской электростанции, где мы нашли каменные ванны и хорошо искупались в прохладной реке, смыв небольшую усталость. Тут оказалось, что до места ночёвки нам ещё идти 4 километра и на этом отрезке мы, наконец, подустали.

Оказавшись в знакомых местах, свернули к домику егеря и пошли вдоль тишайшей реки, устроившись на ночёвку метров за 500 от входа в заповедник. Природа здесь пасторальная - над водой деревья, свежая зеленая трава…
Кстати, мы ещё в этих местах видели немало молодых плодовых деревьев. Позже выяснилось, что их сажает наш егерь! Как он сказал – его уже не будет, а деревья будут плодоносить…

Выбрали полянку, поставили палатку и в 18:30 уже заварили чай. Ужинали всяческими остатками и наконец попробовали натовский рацион. Славе понравилось – сказал, что напоминает кукурузные палочки, мне же хотелось чего-то более жевательного. Но надо сказать, что эти галетки прилично разбухают в животе и быстро утоляют голод.
Мы сидели возле костра и рассказывали о старых путешествиях. Следили за полетом летучих мышей, слушали далекие голоса филинов. Мимо проехали всадники - поинтересовались, все ли у нас хорошо… Температура здесь аж на 10 градусов выше, чем на ночёвке в горах. И нам было тихо, тепло и спокойно.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

Супутні товари

Ультразвуковий відлякувач собак AD-100 жовтий

Мініатюрний відлякувач собак AD-100 являє собою електронний прилад, що носиться (зібраний в корпусі мініфонарика), що випромінює потужні ультразвукові коливання, чутні собаками і не сприймаються людин..