Грузия 2019 год. Над Панкисским ущельем

19.09.2019
Проснулись рано, но долго вылеживались – мы не спешили, решив сделать днёвку. Приближался восход Солнца и громко защебетали на наших деревьях птички! Одна – самая бойкая, села на центр палатки и громко запела. Потом она ляпнула на тент и улетела. Слава тут же оценил, что она ляпнула на мою половину и заявил, что убирать – мне.
Солнце было уже где-то совсем рядом с зубцами скал, и деревца, оказавшиеся рябиной, стали гореть золотистым светом. Ягоды заалели, приобретя необычный багряный оттенок.
А потом – совершенно вдруг, взошло Солнце! Оно поднялось из-за зубцов, и потоки света разлились по вознесенной над горами Панкиссией! Засверкала густая роса, тишина – яркая, разноцветная, наполнила воздух. Дивная красота – рассвет над Панкисистаном!

Пока завтракали, к деревьям поднялись мужчина с мальчиком - ловить мобильную связь, которую так и не поймали. Мы спросили у них, безопасно ли оставить без присмотра палатку и мужчина сказал – нет, а мальчик – да. Мы решили поверить мальчику, забросили пакет с едой на дерево и ушли на прогулку.
Мы шли сначала по дороге и нам даже попадались туристические метки. Мы шли медленно, постоянно фотографируя. Здесь всё хотелось оставить в памяти, всё в уже наступившей золотой осени, было дивно красивым!

Подошли к озеру, в которое впадает родник. Здесь стоит знак – кемпинг, но стоять на берегу не очень удобно. Лучше пройти немного дальше - там есть красивые ровные места под палатки.

Мимо проскакали джигиты и разговаривали они отрывисто и очень громко:
- Гай! Гык! Гак мак!

Мы карабкались куда-то вверх, ориентируясь по меткам. Но все равно умудрились сойти с тропы и только когда в животе стало прохладно от зрелища крутых обрывов, решили вернуться и обнаружили пропущенную метку и дорогу, тоже поднимающуюся круто вверх, но при этом широкую.
Всё время перед нами раскрывались просторы, дивные и спокойно-суровые. Погоду в этот день нам дали исключительную, с чистым и ясным небом. Только дымка колыхалась над глубокими ущельями.

Мы всё поднимались и поднимались, и горы вокруг казались велюровыми и цветными. Срезы скал тоже были цветными, а по кромке далеких гор на фоне ярко-голубого неба желтели факелы клёнов. Красота – неимоверная! Интересно, как здесь в начале лета? Судя по сухостою, здесь очень много цветов. Даже сейчас цвели синие колокольчики и белые ромашки, даже маргаритки и что-то вроде желтых одуванчиков. Везде на склонах паслись коровы и кони. Тишина...

Некоторые горы вокруг каменистые и голые, но снизу на них настойчиво карабкаются деревья и, возможно, они когда ни будь добегут до вершин.
Вдали, где скалы совсем серые и отвесные, видны полосы прошлогоднего снега. А ещё дальше - гора, корона которой была совершенно белой от снега!
В эти места стоит забираться, и обязательно пешком, не на машине, иначе всё пропускаешь. А ещё здесь на машине наверняка очень страшно ехать – идти спокойней.

Наконец мы поднялись на вершину, куда нас привели метки, и долго сидели и смотрели на идеальную картину, на осенние деревья, на пасущиеся стада, на стелящуюся дымку.

00083.MTS

Когда спускались и проходили мимо озера с родником, там уже пило воду стадо коров с двумя большими собаками – интересно, что они здесь все белые. Мы приостановились, но как раз мимо проезжал всадник и придержал собак. Хотя это были не его собаки, но как-то он с ними договорился.

Скоро мы встретили табун лошадей, навьюченных явно домашним скарбом – пастухи уже покидали горные пастбища. Интересно, что этот караван шёл со стороны Большой Чеченской тропы. Еще мы сверху видели грузовики, увозящие что-то в мешках, похожее на картошку. Движение вниз было очень заметным. В тёплых солнечных лучах мы даже не подозревали, как сильно они правы….

Спустившись к палатке, мы пообедали и пошли на холмы, на которых стоят домики деревни. После распрей 90-х людей здесь живёт мало и только пока тепло, в основном пастухи.
Мы заглянули в щель одного домика и увидели стол, лавку, полку-кровать. Внешне домики имеют непривычный вид – на фасаде только дверь, а окно – на задней стороне дома. И все вокруг заросло рододендронами.

Виды отовсюду – необыкновенные. С каждого порога – пространство в сказку. Хотелось сидеть на лавочке под стенами домика и представлять, как здесь раньше бурлила жизнь!
Закат накатывал оранжевыми волнами и даже после заката небо ярко светилось радужными полосами.

Вернулись к палатке - за весь день её никто не тронул. Людей здесь не надо опасаться – только собак и коров. Слава быстро окуклися в спальнике, а я ещё долго наблюдала за закатными красками.
Ночью повторилось собачье посещение и обход окрестностей звуковой собакой. Но было и разнообразие – вдруг среди ночной тишины раздался очень необычный, длинный и протяжный звук – не вой, а именно звук. И тут же со всех сторон отозвались собаки! Я думаю, это был медведь – слишком уж незнакомым было звучание. Все эти шумы мы уже воспринимали как должное – просыпались, слушали и опять засыпали. Вот только сны нам в эту ночь снились похожие.