ЮВА-2012. Часть 22. Столица Камбоджи - Пномпень

05.07.2012
Встав спозаранку и собравшись, мы пошли поискать что бы поесть. Бродя по улицам, мы неожиданно нашли довольно чистое заведение под большим навесом. На нас сразу налетели услужливые официанты, но Слава этим утром так тормозил и выбирали мы так долго и нудно, что у всех служащих терпение лопнуло и нас оставили в покое.
Выбирали мы по картинкам и неожиданно угадали! В первом блюде был вкусный рассыпчатый рис с креветками и зеленью, во втором – красный рис с соусами и буйволятиной, которая была нежнее вокзального шашлыка и спокойно жевалась. Ещё нам принесли салаты, вкусные зелёные помидоры и по маленькой тарелочке с сухими специями, и отдельно – половинки лайма. Я подумала и посыпала свой рис сухими специями, было вкусно. Но тогда подошёл официант и показал, что надо выдавить лайм в специи и получившимся поливать рис! Это оказалось ещё вкуснее – знать бы что за специи, накупила бы домой.
В последнее время мы питались урывками и это в первый раз наелись вкусно и досыта. Официант всё время на нас глазел, и мы даже с трудом поменялись тарелками: мы часто так делали, чтобы пробовать еду друг у друга. Но хотя он и не видел процесса, но сразу заметил результат и вид у него стал такой обалдевший, что вызвал мой радостный смех.
Еда стоила по два доллара, потому что столица и чисто. Зато еды было много, и она была безопасная и вкусная.
Нам оставалось погулять всего часа два, потому что до 12 надо было выехать из гостиницы. Мы пошли в наугад выбранном направлении по самой тихой из имеющихся улиц. Скоро вдоль тротуара потянулась длинная жёлтая стена, за которой виднелся парк. И потом неожиданно мы вышли к удивительному зданию с прекрасными очертаниями, изогнутыми крышами и в оправе из великолепной зелени!

Пномпень. Камбоджа

Место было тихое и спокойное, зданий оказался целый комплекс, и между ними ходили неисчислимые монахи! Попалось надпись, которая в нашем корявом переводе читалась как: «Университет изящных (или может) прекрасных искусств». А дальше и вовсе объявился дворец с громадным королевским портретом, распахнутой площадью, голубями, цветами и пальмами.
Пномпень. Королевский дворец?
Пномпень, Камбоджа. Похоже на резиденцию монарха

Перед нами предстал совсем другой Пномпень. Роскошный, яркий, чистый и удивительно красивый. Полюбовавшись площадью, мы вышли к набережной. Берег длинного изгиба реки был вымощен плиткой, в воду смотрели золотые львы и развевались в небе разноцветные флаги. Было много чего-то то ли охранного, то ли туристического, то ли всего этого вместе, и ещё шикарных полицейских на белых мотоциклах. Кстати, их шлемы были нацеплены на какие-то палки позади сиденья, что сразу делало мощные махины не такими солидными.
Чистота была изумительной – совершенно не камбоджийской! Сновали тук-туки и велорикши с туристами, стелились золотые змеи, возвышались аккуратные дома и красиво темнели красноватым монастыри.
Набережная Пномпеня. Камбоджа
Велорикши на набережной Пномпеня. Камбоджа

Полюбовавшись на непривычное великолепие, мы нашли открытые ворота на монастырскую территорию, и помня о благожелательности монахов пошли всё разглядывать.
Кампучия. Пномпень

Мы попали в лабиринт храмов и маленьких скверов. Мы видели библиотеки, и пагоды, что-то явно учебное и лечебное, среди деревьев стояло и сидело множество фигур животных, а высокие ступени украшали вазоны с яркими цветами. Вазонов вообще было много, они стояли вдоль всех аллей, хотя здесь и деревьев-то было много. Стены храмов сплошь покрывала такая тонкая резьба, что это было похоже на кружево. Если же стены были крашеными, то в такой нежный жёлтый цвет, что это придавало не только зданию, но и всему окружающему какую-то праздничность. На мраморных столах лежали разноцветные коты, в самых неожиданных местах оказывались тёмные статуи, и в этой красоте я ощутила дух умиротворения, такой необычайный в громкой и контрастной Кампучии.
Храмы Пномпеня. Камбоджа

Пока мы ошеломлённо всё разглядывали, я заметила краем глаза, как один дедушка пытается поймать мой взгляд, но всячески от него уклонялась. Наконец я решила, что так невежливо и подняла голову. И тогда он обрадовано показал мне на виднеющееся небольшое золотое здание, предлагая пройти туда.
Здание стояло во дворике, опоясанном стеной с изображением уже знакомой сцены с перетягиванием змея. Барельеф был красивым. Кроме уже знакомых фигур, там ещё густо плавали рыбы, стояли на хвостах крокодилы, и ещё цвели цветы и бродили звери. Вдруг из калитки вышел пожилой служитель и предложил нам войти внутрь и даже в пагоду, при этом он показывал, как помолиться. Но я не могла этого сделать, поэтому выкрутилась, показав, что у меня голые руки и плечи, назвав это причиной отказа.

Этот храмовый комплекс был прекрасен и его нам не хватало для полного впечатления о Камбодже. Стало ярко понятно, что люди живут не только торговлей, а есть ещё и много духовного.
Монах

Потом мы снова вышли на улицы, в этом районе они оказались потише. Вчера у нас не было сил искать гостиницу, а сейчас мы увидели, что селиться надо на 172-й улице. Она на много чище, здесь много разной еды и почти всю её заполняли отельчики. К слову, улицы Пномпеня вместо названия имеют свой номер, так и обозначаются на картах цифрами.
Дальше мы пошли по длинной улице, которая мне тоже очень понравилась. Нам попался птичий рынок с выставленными зверьками, птицами и разноцветными рыбками в больших банках. Видели спорт-бар с огромной бутылкой водки, из которой, видимо, наливают желающим. Иногда целый квартал тянулись столики, с которых продавали лотереи. Парикмахерские обосновались просто на улице – в креслах прямо на тротуаре сидели стригущиеся.
За нами увязался местный парень и шёл очень долго, чем наконец меня обеспокоил. Я тогда оглянулась и твёрдо в упор на него посмотрела. Он тут же опешил и убежал, а я обрадовалась, что у меня страшный взгляд!
Сравнительно тихая и уютная улица заканчивалась и впереди уже шумел тот страшный бульвар, который мог остаться единственным воспоминанием о цивилизации в Пномпене. К счастью, мы увидели и другие стороны города.
Улица Пномпеня
Уличный зоомагазин. Пном-Пень, Камбоджа
Пномпень. Продажа растений

Мы нормально выселились, забрав паспорт и пошли по улице ждать, когда к нам начнут приставать тук-тукеры. Так дешевле, чем если ловить их специально или брать стоящего. Скоро такой подвернулся и запросил до аэропорта три доллара. Ехать туда было 9 километров, но поскольку нам попался драндулет, то ехали мы долго, с полчаса. Зато с удовольствием ещё понаблюдали за местной жизнью.
Пномпень

В конце возница попытался сбить с нас ещё денег, но мы всунули ему три доллара, и пошли в здание аэропорта.
Наш рейс уже был в списке, но до него было ещё четыре часа. Поэтому мы устроились в зале ожидания коротать время. Здесь были застеклённые шкафы с предметами, которые нельзя провозить в багаже, и было странно рассматриваться бомбы, оружие, ножи и патроны. Слава ушёл и принёс откуда-то хот-доги – очень даже вкусные с приятным соусом.
Аэропорт Пномпеня - что нельзя провозить

Во время регистрации нас о чём-то стали спрашивать на беглом английском и пока мы привычно хлопали глазами, сами за нас всё заполнили и продолжили оформление билетов, которые Слава купил по Интернету ещё месяца два назад.
После этого мы прошли паспортный контроль, получив выездные штампики, а потом пищевой контроль, где отобрали воду. В зале ожидания обнаружились компьютеры общего пользования, с помощью которых мы послали о себе сведения домой. Ещё тут появились новые фигуры – то ли арабы, то ли малазийцы.
Время вылета уже подошло, но самолёта всё не было. Народ потихоньку заволновался и стал выяснять, что же дальше. Через час ситуация напряглась, а через два часа глава одной из арабских семей договорился с работником книжного магазина и он принёс им из наружного мира гору булок. Мы только облизнулись и стали ждать дальше.
В итоге наш рейс задержался на три часа и несколько осложнил нашу ситуацию. Во-первых, мы надеялись посмотреть в окошко, а уже стемнело, во-вторых, теперь наш приезд в Малайзию будет поздно ночью и, на сколько мы знали, от аэропорта до города там больше 70 километров, так что соответственно, не очень представляли, что будем делать.
В этой поездке я научилась ждать. Ну когда бы я семь часов сидела и читала или медленно бродила, если я даже на вокзал не могу прийти за пол часа, потому что ждать скучно.
И наконец, в половине восьмого, мы прошли по трубе в самолёт, больше не коснувшись земли Камбоджи. Мы пробыли в ней всего лишь шесть дней, но получили очень много. Мы увидели её самые яркие места, благодаря отсутствию изолирующего действия экскурсий побывали среди её жителей, мы ели бесконтрольную экскурсиями еду, мчались на велосипедах в дожде, видели необычайные рынки, дома, реки и дивные тихие храмы, в которых время изменяет своё течение. Мы увидели Камбоджу – как позже оказалось, всем на зависть и удивление.