Таиланд 2018 - 15 июля. Бан Собруак и музей опиума

Бан Собруак – это маленький городишко, в котором всего три места для посещения: набережная с невероятным количеством храмовых элементов и сувенирными лавками, смотровые площадки, с которых открывается вид на три страны и музей опиума.
Музеев вообще-то два – один за 50 бат в черте города и, судя по описаниям, расположен в бывшем притоне по курению опиума. Известно, что он маленький и в нём собраны трубки и другие причиндалы опиумистов.
Второй – большой комплекс, создававшийся под руководством Королевы. За вход – аж по 200 бат. Слава захотел в большой и мы поехали. Опять же – даже в маленьком городке мопед незаменим. Музей вроде недалеко, но при этом за чертой города.
Музей опиума трудно проехать – прямо с дороги открывается большой парк с озером и выложено название – ОПИУМ!

Проехав охранную будку, мы поставили мопед на стоянку и поднялись по ступеням во внушительных размеров здание.
Мы были первыми посетителями и в огромных комнатах царила тишина. Выдав билеты, сотрудники музея поставили нас перед дверью и пустили в свободное плаванье, при этом предупредив – снимать ничего нельзя! Обидная и непонятная жадность.
И вот двери за нами закрылись и мы ступили в туннель……………..
Тёмный туннель уходил далеко, полого исчезая за поворотом, его стены терялись в густых синих сумерках, и через всё извивалась странная, тягучая музыка с вплетением птичьего щебета…
(Вставить файл диктофона в начале музея 391000)

Длинный, страшный, вязкий сон. Это наше сознание терялось в туннеле опиума…
Лёгкий подъём туннеля делает шаги чуть замедленными и в синем мареве как будто не идёшь, а пробираешься вперёд. Минута, вторая, а мы всё идём, а из стен стали пробиваться искаженные лица, размытые фигуры!
Наконец впереди свет – сияющий Золотой треугольник!
Сразу за ним мы неожиданно вошли в большой светлый зал со множеством разноцветных маков – не знала, что опиумные маки такие большие! В этом зале много написано про маки – ходи читай. Хочешь – на английском, хочешь – на тайском… Это был последний зал с окнами, дальше мы углубились в анфиладу залов с разной степенью искусственного освещения.
Залы сменялись один за другим, и рассказывали обо всех этапах опиумного зельеварения. Здесь и трюм корабля, где спали матросы, и фигуры в человеческий рост в опиумном забытье.

Диорамы и стенды рассказывают, как проходил сбор макового молока, чем это делали, как варили, как цедили, где прятали. Также здесь много настоящих трубок курильщиков и еще больше гирек, которыми пользовались при продаже. Всё это очень разное, потому что собрано с территорий трёх стран – Таиланда, Лаоса и Бирмы.
В одной комнате пол прозрачный и в жёлтом свете видна тюрьма – место, куда попадают курильщики и распространители злого зелья. Звуки кнута и стоны подкрепляют впечатление. Кстати, за всё, что связано с наркотиками, в Таиланде мера наказания одна – смертная казнь.
Часто попадались экраны, где можно выбрать язык и посмотреть фильм об определённом этапе, связанном с опиумом.
Важнейшим элементом музея являются звуки, звучащие везде и всегда. Они так ярко подчёркивают то, что ты видишь, что постепенно попадаешь в звуковую ловушку, влияющую на восприятие.
В конце осмотра на стенах развешаны фотографии тех, кто не проснулся после опиума и героина, с экранов слышны рассказы их родственников… Очень страшно.
Перед самым выходом находится большое зеркало с надписью:
- А каким будет твОй выбор?!
Музей опиума очень большой, экспонатов вроде много, но они некоторым образом растворяются в величине здания. Музей носит воспитательный характер, он даёт понять человеку, как страшно оказаться во власти туннеля, в котором нет ни окон и никакого другого мира, кроме опиума.
Мак. Нежный, лёгкий… как его приспособили к такому ужасному процессу?!
Перед выходом на улицу сувенирная лавка, сувениры – никакие, на них не стоит рассчитывать.
Мы сошли по ступеням в яркое лето. Прошли мимо прудов с лотосами. Парк большой, тихий и потихоньку в голове посветлело.

Закончив с музеем, мы поели в первом попавшемся месте вкусным супом, погуляли по набережной и полюбовались видом трёх стран.
Между Таиландом и Лаосом Бирма вклинивается узким берегом. К ней курсируют лодочки и мне интересно, каким образом происходит пересечение границы и возвращение?
Сувениров здесь много и даже не китайских. Им стоит уделить внимание – позже мы видели такие же по цене в два и три раза выше.

Вернувшись в домик, собрались и отдали хозяину ключи. Как только он умчался на мопеде, я вспомнила, что забыла внутри очки! Что делать, где искать хозяина? Я вошла к нему во двор – ворота, как водится, раскрыты настежь, и увидела валяющийся ключ – посмотрела на номер – наш.
Мы зашли, взяли очки, закрыли дверь, положили на место ключ. То есть, хозяин уехал, оставив ключ валяться во дворе, не заботясь, что кто-то может им воспользоваться! Таиланд…. Как мы будем без тебя?
Вернувшись в Чианг Саен, мы разбудили парикмахершу, отдали мопед и пошли гулять по рынку. Здесь было что поразглядывать – кроме обычных и необычных фруктов и овощей, здесь продавалось и немало жаренных насекомых.

Возле рынка мы заскочили в зелёный автобус с вентиляторами и поехали в Чианг Рай. Сгрызли чипсы из неопределенных плодов и захотели пить.
На остановке я подошла к помощнику водителя и попросила показать, где можно купить воды. Он сказал подождать и сам помчался за водой, и купил мне её!

Ехали мы пару часов. По пути особенно удивляли горы из ананасов, продающихся на обочине – как у нас помидоры. Мимо мчались грузовики с ананасами и за ними тянулся ароматный шлейф.
В Чианг Рай мы приехали перед закатом и после северных гор здесь было душно и липко от влажности. Мы начали искать жильё, но попадалось только от 600 бат. А в одном из отелей нас завели на чердак, открыли комнату, а там – две раскладушки с очень сомнительным бельем и вентилятор. Духота страшнейшая, окно закрыто. Когда я спросила, можно ли открыть окно, мне ответили, что тогда в комнате станет еще хуже! Но куда уже хуже – спертый воздух, жаркий и мутный как вода в унитазе. Цена – 200 бат, удобства где-то в коридоре.

Мы ушли и покрутившись по переулочкам, нашли вдруг улицу со сплошными хостелами и барами. В одном отвороте оказалось сразу два маленьких дворика с двумя хостелами. Первый с названием вроде Орхидея – в нём два длинных одноэтажных домика на 10 комнат.
Здесь нам показали комнату – чистую, удобную, с белыми полотенцами, горячей водой и кондиционером! Всё за 400 бат.
Во втором дворике тоже хостел с небольшим садом, тоже длинные домики, но при этом нет кондиционера, удобства не в комнате, окон нет и цена – 350 бат. Там было много молодежи, которые явно путешествуют скопом.
Мы поселились в Орхидее, но при этом нам дали не № 1, который показывали, а № 5. С виду всё в порядке, только кондиционер работал только как вентилятор. Я привела смотрителя, он помусолил пульт и отвел нас в № 1

Во многих хостелах Таиланда забавная манера пододеяльников. Вместо него – две простыни, между ними – одеяло. Чтобы оно не вскакивало, всё это крепко заправлено под матрас в районе ног. Вертеть одеялом ты не можешь и оно не выскакивает.
Заселившись, мы пошли на вечерний рынок. Купили салат в лоточке с соусом и жареное мясо. Его готовили так: отбивные крепко жарят на гриле и потом режут на брусочки, к нему – соус. Тут вообще ко всему прилагается вкусный соус. Порция стоит 40 бат – очень вкусно!
Ещё купили чищеный арбуз с мякотью алого и жёлтого цвета! На вкус – одинаковые. Рамбутаны здесь дешёвые – по 20-30 бат, это около 20 грн.
На десерт купили нежно-разноцветные кексы из рисовой муки – они почти не сладкие и воздушные. А ещё обнаружили булочную. Всё, что из пшеничной муки в Таиланде стоит очень дорого. 200 грамм печенья – 300 бат, пирожное – от 70 бат. А потом я увидела столик – всё со скидкой и там мы купили большой пакет печенья за 70 бат.
В середине процесса выбора еды на город обрушился тропический ливень. Он с силой барабанил по крышам и дорогам, но закончился через 20 минут.

Кушали мы перед входом в свою комнату за деревянным столиком и наслаждались переходом из холодного воздуха комнаты во влажный воздух последождевого вечера.
В этом хостеле чай, кофе, какао и бананы – бесплатно. Иногда я с ужасом вспоминала чердак… На его фоне мы млели в раю.