Лисья Бухта и Меганом. Часть 2. Меганом

Меганом
Утреннее Солнце должно было вот-вот показаться над морем, когда мы вылезли из палатки и начали собираться. Море чуть шуршало, ветер ещё не поднялся, прохаживались редкие любители утренних прогулок.
Горизонт зарозовел, и как-то вдруг над морем появился малиновый краешек. Сияние полилось на зубцы Кара-Дага, меняющаяся дымка заструилась вокруг и я удивилась, как быстро восходит светило – ну просто-таки на глазах!
В считанные минуты оно поднялось над горизонтом и тихим сияющим диском стало медленно подниматься над морем.

Вышли в 6:30, вокруг все ещё спали. Мы пошли вдоль берега в сторону, обратную от которой пришли. Берег тянулся ещё далеко, мы прошли мимо подгоревшей Ямайки, мимо условных названий разных частей пляжа.
Здесь обитатели линялых палаток выглядели практически аборигенами. Пожитки их были скудными, высились фигуры из морских камней, колыхались на ветру развешенные вещи.
Изредка попадались первые проснувшиеся группки длинноволосых. В этой части живёт основное население неформалов.

Почти в конце пляжа попался ещё один серый каменный домик, даже с трубой – понятно было, что здесь живут и в холодное время, вот только чем топят? За сезон здесь убирается весь редкий сухостой.
Тропинка то шла вдоль моря, то поднималась на невысокие холмы.
Так мы дошли до места, где когда-то начал строиться киногородок и ещё осталось несколько стен и башни восточных ворот. Здесь было немного тени от кустов и стояло много людей с машинами.

Пройдя городок, мы шли и шли по холмам, а Солнце уже полилось сверху жаром. По неясным сведениям из Интернета выходило, что до Меганома можно дойти часа за четыре и в это пока верилось. Дальше попадались ещё бухточки плотно заселённые авто-народом.
А часам к восьми утра мы дошли до посёлка Прибрежное. Первым впечатлением от него были тонкие кипарисы и тысячи легкокрылых ласточек.
В это утреннее время людей было ещё мало, шли к морю только люди с маленькими детьми, многие торговые палатки ещё не открылись и общий вид был довольно сонный. Здесь мы купили воды и получили сведения, что до Меганома будет ещё одно место, где можно будет купить воды, что вроде её продают на берегу из бочки. Также нам сообщили, что там есть два родника. Сразу скажу, что про два человек или погорячился или же один из них пересыхает в это время года.

А дальше дорогу вдоль берега перекрыла военная российская база. Неприятно, и пришлось обходить по жаркому берегу, карабкаясь на холмы. Приятным оказался виноградник, возле которого мы купили сладчайшего винограда к завтраку, а от продавца почерпнули сведения, что идти вдоль берега на Меганом не получится. Что иногда будут почти непроходимые завалы и камни, по которым пробираться мы будем очень долго. Он предложил два варианта: пройти между виноградниками и подняться на мыс Толстый, откуда разглядеть себе дорогу дальше, или пройти по короткой дороге прямо на Меганом – далеко от моря пересекая сушу.
Хотя я хотела на мыс Толстый, пошли мы всё-таки по короткой дороге, а продавец одобрил это, сказав, что по холмам на Меганоме мы ещё накарбкаемся.

Поглощая виноград, мы пошли по дороге, на которой росли странные вьющиеся растения. Раньше я их видела только цветущими и всегда удивлялась, как они растут на совершенно отвесных и абсолютно голых холмах. Впервые довелось узнать, что у них есть даже плоды – странные шары, похожие на маленький лопнувший арбуз, и даже семечки такие же коричневые.
Мы прошли слева от довольно большого озера, в его камышах виднелись рыбаки.
Самым неприятным были маленькие мухи, липнувшие к телу. А дальше, бредя мимо виноградников, мы благополучно сбились с короткой дороги и скоро оказались возле мыса Толстый.
Жара испепеляла землю, она была серой и только белели крохотные посёлки.
Идти на прямую к Меганому уже не получалось – здесь всё изрезано глубокими и длинными оврагами, так что если идти напрямик, то залезать и выбираться из них было бы долго.

Около 9:30, после преодоления половины подъёма на мыс, мы залегли под дубком в тень. Никогда не перестану удивляться, как много прохлады даёт тень деревьев. Здесь мы остыли и отдохнули в первый раз – это спустя уже 3 часа после выхода из лагеря.
Глядя в каких пустынных местах выросли дубки, я понимала, что никто их здесь нее сажал, и что это звери и птицы натаскали сюда желудей и создали маленький оазис среди неприветливых холмов.
Дальше нам предстоял подъём по коричневому склону и я поняла, почему мыс называется Толстый. Он начинался невероятно далеко от берега и каждый раз казалось, что вот уже после следующего подъёма покажется море, но открывалась только следующая волна подъёма. И было это столько раз, что я аж сбилась, а мы всё как будто шли по спине огромного животного, лежащего у моря.
Больше часа у нас ушло на переход по мысу, а после мы спустились на пляж рядом с мысом Бугас и не нашли там разливную воду. Людей там было очень много – и приехавших на машинах, и живущих в барачного вида домиках. Мысль об отдыхе в такой тесноте вызвала у меня лёгкое отвращение.
Вода продавалась только в одном месте и была ненормально дорогой – по 10-14 гривен за бутылку. Но ещё перед этим нам удалось заполучить полтора литра воды у доброго мальчика и его родителей. Когда мы спросили у них, где можно купить воды, они указали на бары, бывшие закрытыми. Мы постояли и стали уходить и тогда они нам отлили из своих запасов.
Но мы купили ещё и здесь бутылку, понимая, что дальше с водой будет только хуже, а потом снова обошли военную базу, правда, совсем маленькую. Все эти обходы приходится делать с набором высоты, а поскольку был уже полдень, то было нам очень жарко.

Здесь я проявила редкий случай интуиции, предложив идти по верху, но всё-таки мы спустились к морю и пошли вдоль невероятно прекрасного берега!
Серо-белый камень большими плитами залегает здесь горизонтально. Края почти правильной формы выдаются из горы как полки или ступени, и мы шли по как будто выложенному плитами полу, гладкому и красивому.
В море лежали каменные глыбы, их окаймляли цветные водоросли, а чайки и бакланы смотрели на нас со своих возвышений.

Картина была тихая и грандиозная – очень редко такую удаётся увидеть.
Светлые камни, абсолютно пустое небо, бесконечное море – три эти стихии вызывали особое радость и уважение. Уходить не хотелось совершенно!
Но фото этого передать не могут – это атмосфера, и только там её можно почувствовать.
Мы искупались в этом месте и немного поели. Море было невероятно чистое и прозрачное, легко было пересчитать каждый камушек.

Дальше начиналась россыпь камней, виднелась какая-то белая стена и вдающийся в море мыс. Мы стали опасаться, что не пройдём и придётся возвращаться.
Белую стену миновали нормально, а вот в конце таки уперлись в непроходимый мыс. Усевшись в тени скалы, мы думали о том, что на преодоление этого берега ушло не меньше часа, и если возвращаться, подниматься и проделывать этот путь снова…
Была даже попытка обогнуть скалу скалолазанием и это даже могло получиться, если переносить по пол рюкзака, хотя и не меньше, чем за час. Но не факт, что такое же препятствие не попадётся нам снова. На фото видно часть пройденного нами берега.

Был ещё вариант подняться по кулуару – довольно опасному на вид, усеянному обломками, съехавшей глиной и прочей сыпухой.
Поначалу мне не удавалось уговорить подняться там, но время шло, мы остыли и отдохнули в тени – это второй и последний раз за весь день, и стали таки подниматься под углом около 45 градусов.
Это был самый настоящий альпинистский маршрут только без страховки. Живые камни попадались, хотя и не много. Мы тщательно прощупывали каждую точку опоры, пробовали каждый камень, а иногда глубоко вбивали ногу в крошащуюся землю.
Попадались плиты, которые преодолевали на трении, кое-где шли враспорку или даже немного подтягиваясь. Одно место было таким обрывистым, что после взгляда вниз мне стало по настоящему страшно – скатиться с этой высоты на наваленные камни было нельзя и мы дальше поползли. Рюкзаки за плечами у нас были туристическими и я старалась почти ложиться на склон, чтобы перенести центр тяжести как можно ниже.
А потом мы ещё отошли от кулуара и это вряд ли было правильным, но выбор дороги не отличался разнообразием.
На большом камне в тени куста мы остановились и вид прекрасного моря цвета морской волны вознаградил нас за старания.

Наверху мы просмотрели наш маршрут и тихо поужасались. А вообще картина с белеющим берегом была прекрасна. Хотя траву уже давно сожгло Солнце и он выглядел серо-коричневой пустыней, размах природы здесь был прекрасным и этот переход был насыщенным на ощущения.
И снова мы пошли по холмам. Море внизу иногда чертили белые лодки, обдувал ветер, путь впереди всё не кончался… а было уже после четырёх часов вечера.
Мне уже стало казаться, что это сегодня не кончится, Меганом вроде был недалеко, но мы очень медленно к нему приближались – местность была чрезвычайно пересечённая.

И вот ещё один затяжной подъём и перед нами встали белые ветряки. Громадные крылья не вертелись, а многие вообще лежали на земле. Когда мы миновали их, то обнаружили запрещающую передвижение по этому месту надпись, но со стороны, откуда мы пришли, её поставить не догадались – видать, мало кому приходило в голову подниматься по кулуару.
Дальше мы пошли по дороге в сторону моря, но недолго, потому что на краю появился какой-то домик, а дорога была как-то уж слишком накатана – навевала мысль о военных. Немного вернувшись, мы пошли по другой дороге. По карте скоро должен было начаться неимоверно змеистый спуск, но зато уже в Меганом. Нам попался мужчина в плавках и с рюкзаком, который сказал, что бежит на трассу, чтобы сегодня быть в Коктебеле и посоветовал запастись водой до спуска на Меганом, потому что воды там нет. Недалеко попался автобус, люди с которого посоветовали зайти в дом маячника – они слышали, что там можно получить воду.
Из-за этого мы свернули с облюбованной вниз тропы и кое в чём, как это потом оказалось, прогадали. Мы дошли до дома маячника, где как оказалось, даже снимают комнаты, но колодца там не было, а только «Саки» в бутылках по 8 гривен за литр и мы купили две бутылки вдобавок к своим припасам. Надо сказать, что с водой в Крыму мало того, что плохо, так она ещё и какая-то вся солёная. Эта «Саки» с большой минерализацией вызывала жажду, но хотя бы была холодной.

Дальше мы начали спускаться по серпантину для машин, но скоро стали выбирать тропинки-сокращёнки. И вот наконец мы перед последним спуском – тропой для горных козлов, со стороны вообще было непонятно, как можно по ней спуститься.
Эта тропа в западной части Меганома самая длинная, а есть ещё как минимум две.

Было уже половина шестого, когда мы ступили на берег Меганома – итого получился переход в 11 часов только с двумя небольшими остановками.
Берег здесь уже был в тени – отвесные стены закрывали его от уходящего Солнца.
Берег оказался довольно узким, покрытым плоской галькой и совершенно без песка – так что он не летел в еду и не засыпался в палатку. Нам очень повезло, что мы сразу нашли где поставить палатку, потому что в этом месте стояла большая единая группа. Пройдя совсем немного, мы увидели площадку, явно очищенную, да к тому же находящуюся за метровым валуном, который закрывал площадку от ветра.
Может мы и прошли бы дальше, но очень пекли натруженные ступни, мы были покрыты потом и очень хотелось в море. Быстро возведя палатку, мы пошли купаться и вода здесь была чистая-чистая… Правда, как и раньше, немного холодная.

За другим камнем тоже стояла палатка и к нам подошёл мужчина с вопросами оттуда мы. Узнав, что мы пришли из Лисьей Бухты, сказал, что подумывает доплыть до неё морем, но увидев по карте где это, удивился даже тому, как мы сюда за день дошли.
Он оказался очень приятным и даже предложил подвезти нас в Судак, если мы решим ехать утром. Но мы планировали выход после полудня и отказались от приглашения.
Мы были очень уставшими, хотели есть и даже думать не могли о завтрашнем переходе.
Устроившись возле кромки прибоя, мы приготовили ужин, напились чаю… Было тихо и хорошо, я старалась ощутить особенность этого места – ведь о нём пишут, как о месте с особенной энергетикой, но пока ничего не ощущалось.
После ужина мы смотрели на море и чаек. Они перелетали с камня на камень и с успехом попрошайничали. Одна очень большая белоснежная чайка вдруг спрыгнула с камня в воду и выудила большого краба. Она ловко забросила его в клюв и я оторопело наблюдала, как вздувается её горло, пропуская клешни и панцирь! Она не подавилась, как я ожидала, и преспокойно стала ждать ещё чего ни будь.
После наступления темноты мы устроились в палатке. Легли, кстати, головой ко входу и вообще не закрывали палатку. Яркая Луна освещала забросанный камнями берег, под спиной ощущалась галька. Иногда я видела, как палатки ставят прямо на больших камнях, но думаю, спать на камне неудобно, а галька была как массаж – даже на песке не было так удобно.
В отличие от Лисьей Бухты, люди здесь совсем другого рода и опасаться было совершенно нечего. К тому же здесь как-то совсем не было насекомых – ни мух, ни комаров, ни муравьёв – прямо рай почти.
От палатки большой группы доносилась речь звонкоголосой девочки. Она рассказывала много разного, например, что есть такие чёрные дыры, куда если залететь, то вылетишь из белой дыры – только уже в другую галактику. А чтобы вернуться, надо залететь в белую и вылететь из чёрной. Так к нам попадают инопланетяне.
Я уже подумала, что под такое долго не усну, как девочку позвали ужинать и в наступившей тишине я сразу же отключилась.
Среди ночи я почему-то проснулась и лёжа на спине увидела что-то сияющее прямо надо мной. Не сразу сообразила, что это – звёзды. Но какие звёзды… Давно я не видела таких огромных, таких сияющих, таких прекрасных звёзд! Луна уже исчезла, и ничто не затмевало их блеск, а синее бархатное небо было прекрасной оправой.
Я лежала и не верила своим глазам – казалось, это льются с высоты потоки света и он совсем не казался далёким или холодным, это были сияющие камни, дарящие тепло и радость. Не помню как и уснула, но воспоминания остались потрясающие.
Утром я удивилась, почему в палатке не жарко, хотя Солнце уже встало. Оказалось, что нас прикрывал тот самый камень и это было удобно. Посмотрев на море, я увидела почти рядом на камне чайку.

В тишине утра, под легчайший шелест волн, было приятно наблюдать за ней и я встала только когда потоки лучей перелились через камень и надо было выходить и цеплять спасательное одеяло.
Было уже часов семь, наш сосед как раз отправился наверх – он ехал в Судак, где намеревался починить свою машину, ждавшую его где-то наверху.
Мы пили чай, грызли сладости, смотрели на море, аквалангистов, рыбаков, чаек и даже дельфинов невдалеке. А потом я пошла в восточную оконечность берега на поиски родника.
Жаль, не прихватила фотоаппарат – в это время дня фото получились бы красивыми.
Сначала я прошла группу молодых людей обычного вида, тихих и спокойных. А недалеко, за большими валунами, оказалась целая семья нудистов – родители и трое детей. Они были очень доброжелательны и добры друг к другу, дети ни разу не плакали, а женщина улыбнувшись, рассказала где родник, и что самый лучший подъём возле них и что она подержит собаку. Какую собаку? И тогда я её увидела – огромную, цвета рыжих камней вокруг, по-видимому, близкую к сенбернару. Но я обошла их морем, чтобы не беспокоить, кстати, ходить без обуви здесь очень сложно – наваленные осколки камней давят в ноги.
Дальше мне попалось ещё буквально две палатки и началась такая россыпь камней, где палатку поставить было совершенно невозможно – просто чудо что мы так легко вечером нашли себе место.
Дорожек здесь нет и надо почти всё время или перепрыгивать с камня на камень, или проходить между ними. Многие шатаются и надо быть внимательным и острожным.
Приятно было разглядывать и берег, и вкрапление различных пород, и высокие стены, попался даже домик, вделанный в углублении скал.
Потом дорогу перегородил каменный естественный барьер и перелезши через него, я оказалась как будто в другом мире… Начать с того, что здесь уже были только нудисты. И все они были не как на других пляжах – просто раздетыми людьми, а какими-то настоящими, сама не знаю, как это ощущалось. Они были стройными, в основном молодыми, и было понятно что они не курят и не пьют, возможно, их надо назвать натуристы.

Все они были светлыми и мирными, я видела детей, рисующих красками на маленьких камушках, построенные небольшие башенки, флажки – ещё небольшие, но признаки искусства Люди, живя здесь, стремились что-то созидать, а не бездумно лежали днями на пляже. Находясь среди них в купальнике, я почувствовала себя неправильно.

Наконец я увидела родник – в конце августа он, видимо, уменьшается и текла только тонка струечка, под которой стояла баклага. Рядом была ещё одна тропинка наверх – именно та, которая была у нас запланирована сначала, и если бы мы не пошли к маяку, то попали бы именно сюда, а воду, я думаю, можно было и набрать из родника, пусть и после очереди – мы ведь купили всего-то два литра.
Но как получилось, так получилось и я решила пройти ещё немного дальше.

Небольшой и довольно узкий берег не может дать пристанище большому количеству народу, труднодоступность делает это место уединённым и именно в этой части бухты я начала чувствовать особенность Меганома, его добрую силу и энергию.
На душе стало удивительно мирно и хорошо, а найдя удобный берег, я разделась и опустилась в море. Даже дно здесь оказалось лучше и можно было купаться босиком.
Вода нереально прозрачная, чистая, и непонятным образом казалась теплее!
Я плескалась как какое-то морское животное, ныряла, плавала и наслаждалась. Я поняла, почему сюда ездят, почему живут и жалко было, что не пришли сюда хотя бы на день раньше.

К сожалению, сюда стали днём завозить туристов-матрасников – тех, кто живёт в отдалении, а сюда приезжает на несколько часов – скорее посмотреть, как на экскурсию. Я думаю, что наш переход и приложенные силы открыли нам это место по-другому – как награду, а не как для тех, кто просто вылез из машины.
Нужно было возвращаться и я пошла назад. Чуть не наступила на ту самую большую собаку – увидела её уже под ногами, так сильно она слилась с камнями. На мой вскрик прибежала мама детей, а дети взволнованно спрашивали, не напугала ли она меня? Нет, не напугала, это я скорей её напугала – она выглядела совершенно мирной, как и вся их семья.
Вернувшись, я рассказала что видела и мы пошли ещё погулять. Сначала дошли до конца восточной части берега, мимо большой компании, и за поворотом оказался большой каменный помост, а ещё дальше бухта без берега. Спуститься к морю здесь было трудно, и хотя оно было красивым, но было много цветных водорослей.
Вернувшись, мы пошли к роднику – мне очень хотелось показать, как сильно отличается одна часть бухты от другой!

Мы обошли семью с собакой по морю – мне очень не хотелось их беспокоить. Снова преодолели каменные россыпи и после барьера я смогла продемонстрировать настоящий Меганом и его жителей.
Было уже около полудня и не было так по-утреннему красиво, но атмосфера осталась и когда мы стали купаться, то ощущение свободы снова нахлынуло и это было замечательно!
Ещё бы один день…. Прекрасного всегда мало. А возможно, и не нужно насыщаться прекрасным, чтобы хотелось вернуться, чтобы хотелось повторить, и остались непресыщенные воспоминания.
Мы увидели Меганом, и ощутили его особенности – и это хорошая награда.

Вернувшись, мы наконец позавтракали, а я с удовольствием напилась кофе под шум моря. И в 15 часов мы двинулись в обратный путь – достаточно поздно, если учитывать, что точного маршрута у нас не было.
Нам говорили, что отсюда часа полтора пешком до трассы, где уже дальше можно ехать на маршрутках. Но мы, в лучших традициях этой поездки, пройдя крутящиеся в этот день ветряки, снова свернули не туда. И пошли мы по огромным холмам, иногда попадая в дубовые рощи, и даже видели пересохший родник.
Мы спускались по тропинке, а вокруг простирались огромные холмогоры, коричневые в это время года и наверняка покрытые зелёной травой в другое. Хотя Солнце палило, но это был спуск и идти было легко.

Не знаю, сколько прошли километров, а уже ближе к дороге нам повстречался джип с немецкими номерами. По его карте мы объяснили ему, что едет он не туда, а он предложил нам подъехать до дороги – вот такой самостоп получился.
А вот по дороге долины идти было очень жарко. Так жарко, что мне казалось, что я иду в топке – здесь не было освежающего горного ветерка, довольно далеко было море, а асфальт накалился.

Наконец дошли до перекрёстка с магазином, купили холодного питья и укрылись в тени остановки. Минут через 15 вместе с другими людьми сели не в маршрутку, а какую-то попутку и за 5 гривен с каждого доехали до автостанции Судака.
Тут же сели в автобус, отправляющийся через 15 минут и в 18:00 выехали в Феодосию. Ехать было некомфортно пока крутился серпантин. После Коктебеля стало лучше и в начале восьмого мы вышли на автостанции. Отсюда мы решили идти к ж/д вокзалу пешком и это оказалось несколько утомительно. Оказывается, в Феодосии два автовокзала и два ж/д вокзала. В итоге мы шли минут 50 не меньше, пока наконец пришли на нужный вокзал.
Самым неприятным оказался воздух Феодосии. В отличие от гор, здесь была высочайшая влажность, даже дышать было трудно. Привыкнув к воздуху гор и моря, здесь нам показалось на столько неприятно, что было странно – как здесь могут отдыхать люди?
После очень длинной, покрытой торгующими и гулящими набережной, мы пришли на пригородный ж/д вокзал. Наконец мы смогли поесть и снова купить воды – кстати на удивление, мы хорошо рассчитывали её всю поездку, и хотя экономили, но в меру и вода у нас всегда была.
В 21:15 мы выехали на электричке и через час приехали во Владиславовку. Отсюда в 01:37 нам предстояло уехать в Херсон поездом Керч-Николаев. Этот поезд имеет только сидячие места и для ночного переезда очень неудобен, но когда билетов нет, выбирать не приходится.
Станция Владиславовка мне понравилась – средних размеров, тихая, чистая, зелёная. В зале ожидания было немного душно и мы устроились снаружи на своих ковриках.
Похоже, на станции тусуется местная молодёжь, и было их слышать довольно противно. Их выпендреж друг перед другом выглядел грязно и жалко.
Дальше мы сели в свой поезд и ехали до половины восьмого утра. За окном было серо, прошёл дождь и очень упала температура – мы просто удивительно вовремя вернулись.
Я планировала просто поехать к морю, ловя последние дни лета, но поскольку лежать на пляже я не умею, то поездка получилась очень разнообразной. Мы и лежали, и ходили, и уставали, и отдыхали. Редко выпадают такие яркие путешествия, пусть короткие, зато концентрированные.