Мои первые Карпаты. Часть 2. Восхождение на Говерлу

Видеоклип к рассказу:

26 января. Говерла!
Хотя будильник был поставлен на 6:25, но все в нашей комнате проснулись раньше и задвигались ещё до его сигнала – вот так звала нас Говерла. Первым делом все смотрели в окно и очень радовались, не найдя там пургу. Мы разбудили вторую комнату, и все очень активно задвигались, собирались, завтракали.
Вышли мы в 8:45, что для нас было вполне прилично :) С самого порога за нами увязалась вчерашняя собака. Она прыгала по снегу, а мы пытались отогнать её назад, но не получилось. Решив, что собака попозже сама отстанет, мы вышли на дорогу, по которой не ходили раньше. Подъём начался просто сразу – мы только успели перейти через речку, как сразу начали идти вверх. И эта дорога была такой прекрасной, такой сказочной! По обе стороны густо стояли смереки. Снег покрывал их волнистые лапы, элегантными извивами скользил к земле и переходил в чаши, полные взбитых сливок. В проглянувшем Солнце сливки искрились, и казались самыми пушистыми, сами мягкими, самыми вкусными! Хотелось напихать их полный рот и наслаждаться, ощущая, как они воздушно тают во рту :) Я пыталась фотографировать и всё время отставала – ну как пройти мимо смереки, которая так похожа на настольную лампу?

Или на закутанную в белое покрывало фею или покрытого белыми пятнышками ствола – ну вылитая берёза! :) Карпатский лес на столько не похож на всё виденное мной раньше, что хотелось просто стоять и любоваться, чтобы глаза упивались этой красотой, а сердце радовалось и светлело.
Мы поднимались всё выше, и снова появился засыпанный до самых верхушек малинник. Интересно, есть ли в Карпатах медведи?
Мы всё шли и шли, лес сомкнулся и мы проходили между громадными деревьями, ощущая, как становится всё холоднее. Под гигантской смерекой мы остановились попить чая, Солнце мягко лилось с неба, подчёркивая белизну и нетронутость снега.

Скоро мы выбрались из густого леса и угол подъёма снова увеличился. Я опять порадовалась бахилам – если до этого места снега было чуть выше колена, то тут мы начали проваливаться по пояс! Также хорошим подспорьем оказались треккинговые палки – достаточно трудно выбираться из глубокого снега без опоры.
Мы снова по очереди тропили, хотя мужчины всё-таки брали на себя большую часть пути. Когда мы стали проваливаться по пояс постоянно, то ничего не осталось, как встать на четвереньки и поползти! Особенным пунктом программы стал участок пути, когда Николай Иванович послал тропить Лену – увидев, что снег здесь глубокий, она быстро заскользила по снегу на четвереньках, оранжевея своим ярким костюмом, как Божья коровка на ромашках :) Следом за ней, тоже на четвереньках как зимние насекомые, побежали в том же положении ещё три участницы. И это зрелище так вдохновило нашего предводителя, что схватив камеру, он начал снимать, бурно восхищаясь и рассыпая комплименты. Женская цепочка петляла между ёлочками, и была похожа на цветные бусы :)

Интересно, что после них стало можно не ползти, а идти по снегу – так хорошо они утрамбовали тропу. Незадолго до этого мы пополнились ещё одним участником – Сашей. Он шёл на Говерлу один! Но тропить всё время одному было слишком трудно. Часть пути мы шли по его следам, а теперь помогали ему.
Глубина снега всё увеличивалась, и теперь следы, проделанные впереди-идущим, получались глубиной от полуметра до метра, так что тем кто ростом поменьше, идти по ним стало трудно. Шагать как цаплям оказалось не такой уж простой работой, поэтому лично я часто шла рядом с проложенными следами, только немного в него проваливаясь. Иногда проходы между смереками сужались, превращаясь в извилистые галереи, и тогда появлялось ощущение, что ты в сказке Морозко. Фотографировать, как обычно, было некогда – отставать в таких условиях не стоило.

Я снова убедилась в том, что в походе больше люблю процесс, чем точку цели. Да, вершина притягивает, пролагая к себе невидимую дорогу, маня к себе сияющим огоньком. Но, как правило, достигнув её, никто там долго не задерживается. Несколько минут – и начинается спуск. А занимающий часы, дни или месяцы процесс восхождения – именно это, сменяя ощущение за ощущением, дарит самые красивые и насыщенные моменты.

Во время этого и предыдущих дней, я удивлялось тому, как совершенно по-другому выглядят карпатские горы. Они похожи на морские волны – так густо расположена каждая гора или хребет друг другу. Темнеющие деревья ещё сильнее сдвигают пространство и кажется, что нет ни одного плоского места – как будто дети нарисовали море. К нашему огорчению, за нами всё ещё бежала собака. Поначалу мы так усердно гнали её обратно, что теперь она боялась к нам приблизиться, хотя я уже хотела греть её на передышках. Она дрожала, иногда выкапывала ямку и пряталась в снег от ветра. В Каратах все животные ужасно привязчивые! То ли доверчивые, то ли слишком редко видят ласку от хозяев. Мы продолжали набирать высоту и лес всё редел, а ветер густел. Наконец мы остановились, чтобы пододеть у кого ещё были какие-то вещи. Тут отдельные деревца были занесены снегом так, что стали походить просто на белые столбики. С этого места видимость значительно ухудшилась – ветер взметал мелкий снег и превращал воздух в белую муть.

Вскоре мы вышли на склон почти лишённый растительности. Снег здесь стал твёрдым и почти не проваливался, зато к ветру даже просто стоять спиной было трудно – он почти с ног валил. К моему удивлению, мне всё ещё не было холодно – я подобрала неплохую экипировку! Но вот лицо стало болеть, так сильно морозил его ветер. Пришлось снять шарф и завязаться им до самых глаз, хотя их тоже очень хотелось спрятать. Лена оказалась самой предусмотрительной – у неё была маска, закрывавшая всю верхнюю часть лица.
Удивляло, как скрипели треккинговые палки при каждом погружении в снег. Густой и плотный слой создавал такое трение, что они издавали звуки, как будто скрипят гигантские ели на ветру. Кстати, иногда в лесу они тоже скрипели. Бредя отдельными группками, мы всё же остановились передохнуть, и тут у Серёжи прихватило сердце. Стало жечь в груди, как он нам объяснил. Мы все испугались. Испугались за жизнь ставшего нам уже близким, доброго и приветливого человека. Он сидел, слегка улыбался, а мне аж жарко стало с перепугу. Здесь он принял решение возвращаться. Я могу только восхищаться его пониманием и ответственностью, ведь он, как и каждый из нас, хотел подняться на Говерлу. Аля дала ему валидол и собралась идти с ним – должность жены руководителя в совокупности с невероятным чувством долга и ответственности, нередко меняет её планы и маршруты. С ними также была отправлена Наташа – её обувь не годилась для дальнейшего пути, и Юра. Але нужен был рядом сильный мужчина, если бы вдруг Сергею стало хуже. И поскольку Юра уже был на Говерле, то и сопровождать выпало ему.
Итак, четыре человека ушли обратно. Саша, встреченный нами в пути, двинулся в обратный путь ещё задолго до этого места, объяснив это недостаточным снаряжением, так что дальше мы пошли всемером, значительно потрепав свои ряды. Во время остановки Николай Иванович многим предлагал вернуться, но лично мне не было тяжело. Я шла не быстро, но размеренный шаг и дыхание создавали единый ритм, поэтому не было никакой усталости, ничего не болело, настроение было бодрое, и если бы не режущий лицо ветер, то дискомфорта я бы вообще не ощущала.

Мы были в пути уже пять часов и время приближалось к двум часам дня. Первым делом нам надо было добраться до домика, находящегося в начале последнего участка перед вершиной Говерлы. С этого момента я поняла, что сейчас всё решают минуты, и что до домика нам нужно добраться как можно быстрее, иначе Николай Иванович развернёт нас назад, дав только облизнуться на вершину самой высокой горы Украины! И когда мы тронулись в путь, то почесала за нашим руководителем, держась всё время второй, чем немало удивила своих спутников, которые, надеюсь, приободрились таким зрелищем :)
Зная Шумбасова уже достаточно давно, я прекрасно понимала, что ближайшие 15 минут будут играть немаловажную роль в его окончательном решении, поэтому очень торопилась. Выбравшись на вершину холма, мы перевалили через него и ветер здесь чуть-чуть стих, загороженный холмом. Мы слега спускались и смотрели только себе под ноги, часто проваливаясь, выбираясь и продолжая путь. Нам казалось, что мы идём уже очень долго, а избушки всё ещё не было. Она довольно внезапно затемнела кусочком стены, потому что вся была залеплена метровым слоем снега, а сколько его было на крыше, я даже представить не могу. Хотя мы все стремились спрятаться от ветра за деревянными стенами, я не могла не пофотографировать это снежное чудо, эту нору, укрытую в зиме.

В избе мы, сев на лавки, быстро хлебнули чая с орехами и шоколадом. Катя сказала, что она решила не подниматься, чтобы не задерживать группу, что она это решила ещё когда мы переходили снежную пустыню.
Только здесь, под самой Говерлой, подъём был окончательно утверждён. И благодарить нам за это, кроме Бога, нужно было группу туристов, перед нашим носом отправившихся на вершину Говерлы. Как рассказывал Николай Иванович, когда он увидел, как они в связках, по всем правилам расставляя по пути вехи, двинулись к вершине, то понял, что мы тоже поднимемся – по выбитыми ними следам :) Не будь этой группы, то не видать бы нам макушки Говерлы – в такой глубокий снег и непогоду, он не пустил бы нас тропить путь, тем более, что склон довольно крутой, а обрыв совсем рядом...
После 10-минутного отдыха, наш руководитель объявил, что: «Все идут на Говерлу! И Катя» :) За это время она полностью восстановилась и не став спорить, вышла со всеми в белый ветер.
Нам надо было торопиться, чтобы возвращающаяся группа не разбила свои же ступени, по которым нам предстояло подниматься.
Мы шли, а ветер бежал. Мы вбивали ступни в снег, как учил Николай Иванович, а Слава ещё сказал ни в коем случае не падать назад – потому что катиться будет долго и невесело. Мы шли, и как ни странно, не было критически трудно, было просто терпимо – долгий путь через ветер и снег уже подготовил нас к встрече с вершиной. Мы петляли от вехи к вехе, и пройдя больше половины пути, встретили возвращавшуюся группу, и ребята пожелали нам удачи. На фоне их тридцати участников, наши семеро смотрелись, наверное, довольно жалостливо :)
Ещё немного, ещё несколько рывков пронзительного ветра, и вот мы видим перед собой два белых столба, заснеженных до такой степени, что напоминали каких-то причудливых страшилищ! Это и была Говерла – самая высокая гора и наивысшая точка Украины. Мы достигли её! Она разрешила нам на себя подняться. И Всевышний дал нам на это силы.

Как и ожидалось, пробыли мы там недолго – ветер не давал ни стоять, ни говорить. Достав ненадолго фотоаппарат, я чуть не обморозила себе пальцы и потом очень долго не могла их согреть. Мы сделали несколько фото и начали спуск вниз, ещё не совсем осознавая, что сделали и где побывали. А сделали мы немало – впервые приехав в Карпаты, совершили зимнее восхождение на Снежную Гору – так Говерла переводится с венгерского, и сделали это в непогоду и глубокий снег, а ведь местные нам говорили, что мы этого сделать не сможем – столько снега выпало в этом году.

Спуск был чуть ли не тяжелее подъёма – ноги проваливались, иногда скользили, приходилось вбивать пятку на каждом шагу, а ещё приходилось удерживать равновесие на ветру. И наконец мы снова в домике, пьём чай, делимся впечатлениями и жуём бутерброды. Саша и Катя с восторгом рассказывали, что всю дорогу им приходил в голову анекдот про ворону, я даже его приведу, потому что он очень хорошо охарактеризовал наше состояние и положение:

Собралась стая гусей на зимовку, на юг. К ним ворона:
– Ребята, я с вами.
– Ворона, ты что? Мы птицы перелетные, привычные. А ты ведь не долетишь – далеко же!
– Не! Я птица большая, я птица сильная, я долечу.
Первый перелет – тренировочный, один день. Гуси прилетают на место, ворона за ними приземляется – уставшая, язык на плечо.
– Ворона, оставайся! Ты уже надрываешься!
Второй перелет – до моря, три дня. Гуси долетают нормально, ворона еле приземляется.
– Ворона, ну, куда ты полетишь? Оставайся, следующий перелет над морем!
– Я птица большая, я птица сильная, я долечу...
Третий перелет над морем – семь дней. В первый же день ворона безнадежно отстает. В срок гуси приземляются за морем. Вороны, понятное дело, нет. Подождали ее пару дней, пожалели, и вдруг видят: над горизонтом точка. Ворона! Долетает до песочка и падает пластом. Гуси подбегают к ней и радуются:
– Ворона! Ты молодец! Ты большая! Ты сильная! Ты долетела!
Ворона поднимает голову:
– Да, я долетела... Да, я большая... Да, я сильная... Но… ГЛУПАЯААА!!!
Вот так и мы – мы смогли, мы дошли, и мы – вороны :)

Через 15 минут мы двинулись в обратный путь. От Козьмещика до Говерлы мы шли семь часов, назад возвращаться не меньше половины этого времени, и главным было добраться по-светлу до леса, а до него в темноте была возможность заблудиться. Мы снова гребли и снова проваливались. Теперь, встречая знакомые места, мы уже немного ориентировались сколько прошли и сколько осталось. В обратном направлении дорога видится иначе, и я удивлялась, как при подъёме пропустила прекрасные хороводы ёлочек, обрамлявших полянки.

В какой-то момент ветер так задул в бок, что выдул у меня из кармана перчатки! Я их пододевала под варежки, потому что так было теплее, а после домика забыла это сделать и они только мелькнули на склоне! Руки у меня замёрзли и начали болеть. Слава, узнав об этом, дал мне химические грелки, и я положила их в варежки. Мягкое тепло быстро заполнило и прогрело воздух, руки согрелись и я даже иногда снимала рукавицы, чтобы проветриться.
По линии горизонта неожиданно разлилось розовое сияние. Карпаты приветствовали наши героические усилия :)

В одном месте мы всё-таки немного сбились, и провалились в снег по пояс. И тут Слава решил позвонить на свою Эльбу – на слёт автостопщиков, а я как раз умудрилась провалиться по плечи! И вот я торчу там, а он по телефону болтает! :) Я пытаюсь выбраться, но мои палки там до дна не доставали! И тогда Слава вытащил меня за обе руки. Конечно, можно было и самой выкопаться, но на это ушло бы гораздо больше времени. Я поняла, как люди травмируются в снегу – когда неожиданно проваливаешься, нога под любым углом оказывается в плотном снегу, и важно не выкрутить её туда, куда не надо.
К лесу мы вышли как раз когда стемнело. Ветер стих и это было благо. Тут мы включили фонарики, а мне стало труднее идти – на тропинках мои треккинговые ботинки с не очень рифленой подошвой, стали сильно скользить. Палки поддерживали, но я всё равно поскальзывалась и падала.
В лесу было очаровательно тихо. Снег белел мягко и таинственно. Было совсем не страшно и очень приятно. Скоро появился знакомый склон, по которому я почти проезжала в своих ботинках. Слава сел на сидушку и заскользил вниз как на санках :) Оказалось, что у него начало болеть колено и так ему двигаться было легче.

И вот наконец мы в домике! Группа, вернувшаяся первой, растопила печки и мы окунулись в благодатное тепло. А ещё они приготовили чай и восхитительный компот из черники и сухих фруктов. Этим фруктам надо спеть отдельную песню – их готовили у Серёжи дома в сушилке, и они были мягкие, вкусные и напоминали цукаты – вкуснее конфеты! Мы жадно пили, потому что сильно обезводились за день. Вообще наши организмы постоянно ощущали недостаток питья. Выпив чашку чая вечером, в дальнейшем мы могли рассчитывать только на пол литра чая из термосов. Учитывая нагрузку, дыхание и потение, мы теряли много жидкости, а восполнить её было нечем. Колено у Славы начало болеть именно из-за этого – нагруженные суставы перестали смазываться. Эта ситуация хорошо известна велосипедистам.
Мы пили и пили, наслаждаясь теплом в животе. Есть совсем не хотелось, хотелось только пить. Сергей рассказал, что сердце отпустило, когда прошли половину пути, и сейчас он чувствовал себя хорошо. Собака тоже вернулась с ними, хотя и произошел в пути неприятный эпизод. Она бежала, а потом вдруг запищала и исчезла. К домику она вернулась через пол часа после группы. Я думаю, она провалилась и потом выкапывалась. Бедняга, надо было её позвать, поискать...
На ужин разогрели остававшиеся каши, но все ели вяло, зато налегали на овощные закатки. Праздничным элементом стали консервированные ананасы – ими и бальзамом мы отметили восхождение на Говерлу :)
Теперь, преодолев 2061 метр, я буду совсем по-другому относиться к рассказам о подъёмах на вершины в три и четыре раза больше! Если нам пришлось приложить столько усилий, то что же делается там, где всё время холод, где снег и морозы ещё сильнее, где бурные ветры не дают идти, где Солнце обжигает лицо, а спать приходится в холодных платках. А ведь ещё кислородное голодание, горная болезнь, психологическое давление...
Катя и я решили, что мы не хотим на Эльбрус. В принципе, это я поняла ещё раньше, читая отчёты. Я люблю природу, люблю любоваться её творениями. А подниматься через бескрайний снег, как это началось в последней четверти нашего восхождения – от этого я не получу душевного удовлетворения. Почти во всех книгах написано, что поднявшись на вершину, люди не ощущают радости. Они поднимаются на последних силах, и добравшись до цели, у них уже не остаётся сил порадоваться. Они отмечаются и сразу назад. Они совершают механическую работу – чувств нет. При изматывающем подъёме, наверное, что-то срабатывает в организме как когда он теряет сознание, предохраняя от шока психику. Происходит физическое испытания, испытание силы духа, но всё это приносит мало радости. Она приходит потом. Когда ты уже внизу, когда в тепле, среди друзей, перевариваешь воспоминания.

После ужина мы посидели все вместе, слушали гитару. Было интересно отметить, что песни в этот день снова изменились. Они были не быстрыми и вдумчивыми. Лена читала стихи. Свои стихи. Я от них просто обомлела... В них присутствует особая нежность – я такую не встречаю почти никогда! Каждое слово льётся, как песня. Перелив слов – как взмах белого крыла по воде. И наравне с красивой речью, каждый стих погружает в отдельную мысль, приглашает прислушаться к своим чувствам, к ощущениям, ко всем людям. «Смереки в затишку сяють...»
После неё неожиданно прочитал стихотворение и Сергей – он сочинил его ещё в детстве, а помнит до сих пор! «Хоч на карті село й не позначене, в кожній крапельці думка пливе...»
Сама я не умею ни придумать новую мелодию, ни сложить новое стихотворение, поэтому для меня люди, умеющие создать прекрасное новое – это чудо :)
Насладившись общением, мы улеглись спать. И спали крепко-крепко, в полной мере заслужив этот отдых.

Схожі статті

Мои первые Карпаты. Часть 1. Приезд и акклиматизация

Автор: Ирина И. (г.Херсон)   Наконец случилось чудо и я увидела зиму из детских сказок. Она сошла ко мне с открыток и картинок, провела по взрослым книгам, и дала приблизительное представление ..

Мои первые Карпаты. Часть 3. Знакомство с Драгобратом

Автор: Ирина И. (г.Херсон)   27 января В этот день мы переезжали из диких условий Козьмещика в цивилизованный Драгобрат. Лично мне не хватило ещё хотя бы полдня – на вольную программу. В ..

Мои первые Карпаты. Часть 4. Драгобратская лыжня и отъезд

Автор: Ирина И. (г.Херсон)   29 января В предыдущий день мы легли так рано, что утром я проснулась сама, хорошо выспавшись, но лежала, пока в восемь Аля стала всех поднимать на зарядку. Оказал..