Армения 2019 год. Из Гарни в долину вулканов через Гегард

09.09.2019
В 8:30 нас пригласили на завтрак. Я очень не люблю европейские завтраки – извечные сосиски и яйца. Но наш завтрак я бы назвала европейско-армянский. Был омлет, но были и армянские блинчики с мясом, сыр, ежевичное варенье и мёд.
После завтрака хозяйка собралась на работу – в школу. Вторая женщина тоже ушла работать, а на хозяйстве остался мужчина! Слава сказал, что хочет жить в Армении, но наверняка и мужчина не мало работает, потому что на наш взгляд, их дом стоит миллион!
Итого мы переночевали за 7 тысяч и поели за 3 тысячи.

Завтрак в Гарни, Армения

В 9:30 мы уселись на остановке ждать автобус и к нам тут же подошел армянский дедушка, который рассказал, что здесь он живет как на даче, что исколесил весь Союз и побывала много где за границей, потому что был певцом! Пел армянские песни для заграничных армян.
Снова заморосил дождь, приехал автобус, а когда мы из него вышли, то с неба полился поток. Мы спрятались на крыльце магазина и первая же ехавшая навстречу машина сказала, что с удовольствием отвезла бы нас за просто так, если бы мы ехали в обратном направлении. Замечательная логика!
Пока лил дождь, мы кормили сосисками обнаружившегося на крыльце щеночка и устраивали ему гнездо из коробок. До этого он дрожал на бетоне, а в коробке угрелся и сыто уснул. Надеюсь, в таком виде он привлёк чье-то внимание.
После дождя мы тронулись в путь, заполучили самостоп, и это был уже второй человек, который спросил, куда нас несет. А узнав, что в горы, эмоционально воскликнул:
- Куда?! Там же снег!
Мы не поверили.

Дорога к монастырю Гегард, Армения

Наш водитель ехал в монастырь Гегард – торговать лепешками с медом. Машина гудела, набирая высоту по умеренному серпантину, дождь заливал окно, а потом вдруг перестал – мы поднялись выше дождевых облаков.
Раз заехали - пошли посмотреть монастырь. Он довольно непривычный, без мишуры, с конусной крышей и похож на толстенький улей - в целом напоминает самих армян. Внутри здания очень каменно, очень много людей и очень темно – свет сочится только из маленького окошка под куполом. Рядом с монастырем большой родник, мостик и дебри.

Монастырь Гегард, Армения

Когда мы закончили осмотр, оказалось, что наш маршрут не пролегал через Гегард и теперь нужно прилично возвращаться. Зато теперь мы шли вниз, а кроме того – у Славы, оказывается, были отступнические мысли заночевать в отеле, но помешал медовый самостоп.
Мы шагали по дороге, периодически утопая в облаках. Горы вокруг скрывали туманы и веяло холодом. Трава пожелтела, краснел шиповник, и было ощущение, что уже середина осени.

Дорога к монастырю Гегард, Армения

Шиповник на дороге к монастырю Гегард, Армения

Мы пересекли почти весь поселок Гегард, а потом резко пошли вверх по очень крутым тропам, камням и лужам. При этом мы всё ещё шли по селу с очень растянутыми участками.
Из крайнего дома навстречу вышла пожилая худощавая женщина, из серии - посмотреть кто по дороге идет. Она попросила зайти к ней и мы не смогли отказать, почему-то было понятно, что ей это надо.
Женщина оказалась ассирийкой – её точеные черты совершенно не похожи на черты армян, которых мы уже научились отличать. В молодости она закончила пед.институт, попала сюда по распределению и прожила в этом селе всю жизнь, сейчас ей 74 года.
На зиму она переезжает в Россию к сыну, а девять месяцев в году живет здесь одна, только с собакой. Для собаки на зиму закупает несколько мешков еды и её кормят соседи. У нее во владении огромный яблоневый сад, плоды которого она продает - тем и живет.

Встреча перед подъёмом в горы

Она спросила откуда мы, и узнав, что из Украины, сказала, что у неё брат в Херсоне. В Херсоне! В нашем городе! Мы в ответ только крякнули.
Ассирийка рассказала, что курды со своими огромными стадами баранов уже спустились и значит, сторожевых собак нам встретится меньше.
- Но волки – остались.
- А что же нам делать?
- Не бояться…..
Она все просила нас остаться – хоть на пол часа, хоть пообедать, хоть переночевать…. Но Слава отказался и мы ушли. Думаю, зря.
Ещё мы узнали, что уже четыре дня идут дожди, а до этого дули сносящие крыши ветры. Что когда уходят курды, реки становятся чище, потому что они «гадят и стирают» в реках.
На каменистую тропу мы вышли в 15 часов. Вокруг – огромные пространства пожелтевшей травы и постоянный подъём, на столько большой, что скоро мы оказались на высоте 2000 метров. Облачные обезьяны поползли вокруг, обволакивая сыростью.
Сначала мы шли по центральной дороге и прошли три источника – они отмечены на карте, потом два больших трансформатора, за которыми повернули налево.

Начало подъёма на Гегамский хребет

По ощущениям – ноябрь. Деревьев нет, кустов почти нет, чертополох мокрый. Так что сделанный заранее выбор между щепочницей и горелкой в пользу газа, был абсолютно верным. Видели и стада баранов, голов от 500 до 1000. К счастью - вдали.
На ночь устроились возле родника ввиду стана курдов. Смотрели на большие шатры, на движение в стане. С опаской Слава сходил к роднику – больших собак уже стало видно. Спать было тепло и спали мы крепко.