Грузия 2019 год. Возвращаемся в Украину

28.09.2019
Утром дождь продолжался, но иногда уменьшался и между каплями я сбегала за хинкали. 15 хинкали, пара гранат и кило яблок стоили 1,60 лари – просто необъяснимо!
Собрались, попрощались, и в очередную паузу дождя прошли три квартала до остановки в 9-го автобуса и поехали в аэропорт. Расплачиваться в автобусе надо карточкой, но за нас это сделал водитель, а мы ему отдали деньги – за двоих 1 лари.
Пока оформлялись в аэропорту, заметили рюкзак как у меня. С ним оказались украинцы. Они ездили в Сванетию на 10 дней и попали в снег по колено. Их одежда не была на это рассчитана, поэтому пришлось делать днёвку - они просто не могли идти по глубокому снегу в полностью задубевшей и промёрзшей за ночь одежде и обуви! Мы тоже были в Сванетии в 2013 году и это было очень удачное путешествие – оно нечаянно состоялось до начала сезона, когда не ходят ещё по сванским тропам толпы приезжих.
Туристы спросили совета, куда им ещё поехать и я рассказала им про Албанию – страну дивную, которой мы восхищались в 2015 году.
В самолёте нам достался самый последний ряд и было видно как работают закрылки. Над общим фронтом облаков возвышались громады грозовых - их страшные вертикальные столбы высились замковыми колоннами. В этом полёте мы наблюдали облака на разных высотах и это было захватывающе! Иногда в разрывах сверкало море, иногда леса и горы, и мы видели, что осень летит за нами и в Украину.

После посадки мы очень спешили – был шанс попасть на поезд, на который мы заранее взяли билеты. Зазор был впритык, автобуса, курсирующего по терминалам, не оказалось, поэтому мы просто побежали – навык двигаться, если ничего другого не остаётся, был ещё очень свеж. По пути нас догнал микроавтобус, который за 20-ку подвез до станции электрички и мы уже спокойно поехали в аэропорт, наблюдая за окном осень – жёлтую, красную, зелёную и оранжевую...

Попробую сделать выводы из этого отпуска.
Во-первых: на отпуске нельзя экономить. Мы выбрали Армению, надеясь, что поездка окажется недорогой. Но в итоге пришлось обновлять снаряжение и это потянуло изрядную сумму. За эти деньги можно было бы слетать в более далекую, но тёплую страну, а тут ещё погода заставила много раз снимать гостиницы, что тоже удорожило поездку.
Во-вторых: Армения нас тронула своими людьми – особенным восточным отношением, вниманием и добротой. Но эта страна не раз страдала от землетрясений, поэтому из архитектуры мало что сохранилось, а посмотреть плато вулканов нам не удалось из-за ранней осени. Еда в Армении нам не зашла. Жирная и тяжёлая, наверняка она хороша для жителей страны, где много холодных дней, но для нас оказалась тяжёлой.
Третье: лучше все-таки выбирать что-то экзотическое, не похожее ни на что ранее виденное.
Грузия - отогрела и приютила. А самым ярким впечатлением стал Панкиситан – не зря мы его почувствовали ещё в Украине! Чеченцы-кистинцы произвели сильное впечатление. Конечно, они живут обособленно, поэтому особо тщательно блюдут свою культуру. Но то что мы увидели – восхитило.
Думаю, красивее всего в Панкисии именно осенью, когда она поднимает над горами свои разноцветные стяги. Но погода не предсказуема, и то, что мы удрали за день до снега в своих сандалиях, стало большой помощью сверху. Как оказалось, удрали не все – как те украинцы в Сванетии или другие, попадавшиеся нам путешественники, пробиравшиеся сквозь дождь и холод.
Весь отпуск мы проходили с тяжёлыми, предназначенными для гор рюкзаками, и довольно прилично устали. Конечно, если люди заранее идут в экспедицию – это одно, но когда цель просто отдохнуть, то лучше иметь рюкзаки поменьше – как это было, например, в 2018 году в Таиланде.
Я рада, что мы съездили в отпуск, что снова побыли только вдвоем, что увидели другую природу и новых людей. Что прикоснулись к новой культуре и отведали новых блюд. Я очень благодарна Славе, что он снова свозил меня в отпуск, провёл через горы, вкусно кормил и терпеливо пережидал любования. И я уже жду следующей поездки и новых впечатлений!

Рыбья чешуя, деревянный мост
Кто то рыбку съел, полосатый хвост.

В панкисском ущелье давно жили пан Кися и панна Киссия. Именно они продали чеченцам эту землю. А сами перебрались в более тёплые места – в Тбилиси. Отсюда они уезжали, как всегда, на осликах, над ними были сооружены навесы, а сами они спали в уютных корзинках.
Здесь же остаются наблюдатели, которые сменяются.