Албания 2015. Тирана - Стамбул - Херсон

13.06.2015
В день отлёта мы встали в 5:30 и уже в 6:10 вышли во дворик. Конечно, все ещё спали и не у кого было попросить завтрак. Мы решили подождать 10 минут и скоро появился один из работников – пожилой мужчина. Он сразу понял, что нам нужно и через 10 минут принёс завтрак – омлет, гренки, сыр, варенье и сок. В 6:35 мы уже вышли из хостела.

Утренние улицы были залиты Солнцем, всюду работали поливальщики и дворники. За 12 минут мы дошли до центра, откуда отправляются автобусы «Экспресс-аэропорт». Расписание для них существует, правда вместо того, чтобы выехать в 7:00, водитель в это время только закурил сигарету.

Проезд стоил по 250 лек с каждого. Утренняя дорога была свободной и свежей. Всюду торчали нововысаженные пальмы с подпорками. Приходится отметить, что даже промышленные кварталы Албании выглядят живее и лучше наших – там убирают и проложены хорошие дороги.

В 7:30 мы уже были в аэропорту. Когда сдавали багаж, служащая спросила:
– Херсон? А где это?!
Мы ответили, что в Украине, она весело рассмеялась и оформила наш багаж аж до Херсона.
Оформив билеты, мы пошли погулять и потратить оставшиеся 220 лек. Только оказалось, что в здании аэропорта мы даже напёрсток не можем купить на эти деньги!
В итоге зашли в продуктовый магазин и купили большую коробку вкусного рахат-лукума. В магазине было прохладно и мы не спешили выходить. Периодически слышался громкоговоритель и Слава мне говорил:
– Слушай-слушай, может это нас объявляют!
Я посмеивалась, а потом мы вышли в зал и услышали зовущее:
 – Мистер Галиченко! Мистер Галиченко!!!
– А-а-а-а…….
Мы подбежали к охране и Славу проводили к секьюрити, а меня не пустили – дело явно касалось багажа. Я испугалась, но была одна догадка, которая оказалась правильной.
Дело было в нашей печке Бонда, которая лежала в рюкзаке у Славы – многослойный металл, с проводками и лопастями – ну чем не бомба!
Оказывается, Слава тоже предположил печку, поэтому не сильно обеспокоился. Он раскрыл рюкзак, достал печку, собрал её, показал как пользоваться и албанцы с интересом смотрели на всё это. Печку пропустили, наклеив на рюкзак ленту с надписью о проведении дополнительного осмотра.
Сколько лет возим печку – первый раз на неё обратили внимание! Но главное – пропустили, так что будем её продолжать возить.
После этого мы сдали ручную кладь, прошли паспортный контроль и погуляли по дьюти-фри. Вокруг просторно и красиво, чисто и немного нарядно.
А уже скоро мы покидали Албанию, направляясь в турецкую сторону. Нам дали хорошие места и было интересно смотреть на ленточки рек, на облачка висящие как в невесомости, и на то как отбрасывают они вниз свои тени. Нас покормили и через час двадцать самолёт приземлился в Стамбуле.

Из Албании мы вылетели на полчаса позже, поэтому пересадка в Стамбуле сократилась на столько же, и мы торопились, чтобы купить турецкого чая и рахат-лукума. Но я всё равно постоянно отвлекалась на прекрасный карнавал людей и одежд – тёмных и светлых, полосатых и замотанных. Под колонной, прямо на полу, сидел темнокожий в ярком костюме и барабанил по ноутбуку. На полу вообще часто сидели люди, но в основном это всё-таки были восточные представители. Пол же в аэропорту имени Ататюрка – это гладкий камень, чистый и разноцветный.

Неприятным моментом стало возвращение в реальность – россияне, возвращающиеся с курортов Турции, тоже здесь были. Они орали на детей, ругались между собой, матерились и вели себя шумно и хамски. Конечно, не все русские себя так ведут, но ведь добропорядочных, как правило, не видно, а вот этих представителей и слышно, видно. И противно.
Всегда надо помнить, что ты – представитель своей страны и по тебе будут судить о всей стране в целом.
Посадку, как и предупреждали, закрыли за 40 минут до отлёта, так что правила нужно соблюдать и скоро мы узнали почему. К самолёту нас отвезли на автобусе, а когда все устроились, то началась очень длинная церемония взлёта. Сначала мы покатились в очередь – десятки самолётов впереди нас, десятки сзади и на всё это действительно ушло около получаса. Взлетели точно по расписанию, легко и свободно – в турецких авиалиниях работают прекрасные пилоты и улыбчивые стюардессы.

Нас снова покормили – уже третий раз за день. Прекрасная погода и хорошие места дали снять на видео часть полёта и особенно нашу область. Очень интересно узнавать знакомые места, смотреть на изгибы рек. Красиво смотрятся сверху наши плавни – гигантские пространства с узкими прорезями проток.
Мягко приземлились в родной Украине, но потом ещё минут 20 никого не выпускали из самолёта. Приехал грузовик, в который побросали багаж – нет у нас специальной техники.

Мы пешочком прошли в здание аэропорта и нам не дали сфотографировать плакат «Вiтаємо в Херсонi», хотя в других аэропортах мы снимали что ни попадя!
А дальше мы полчаса проходили паспортный контроль… В крохотном жарком помещении у всех долго и нудно проверяли паспорта. Будь это в турецком аэропорту, то с такой тягомотиной там просто застопорилось бы движение и летало бы с десяток самолётов за день.
Быстро стало душно, кондиционер не работал, хотя за сумму вокзального сбора могли бы не экономить на электричестве. Представляю, каково иностранцам видеть такую дикость!
Опять появились плохо одетые женщины, занимающиеся торговлей. За границей полные женщины умеют одеваться и достойно двигаться. Эти же ходят – как будто картошку в землю втаптывают, а на свои многослойные телеса напяливают облегающие футболки да ещё в горизонтальную линию, что делает их ещё толще!
Сразу зазвучал мат – многие повключали телефоны и стали выдавать на гора своё культурное наследие. Меня передёргивало, но я понимала, что нужно привыкать к реальности.
Зато прекрасным чудом стало то, что нас встретили и отвезли домой на машине! Обычно нам ещё приходилось трястись в поезде и долго добираться до дома. А тут – ещё в 7 утра мы были в Тиране и вдруг уже дома – и родные лица, и уютная кроватка и светлые комнаты! Зато Котэ на нас дулось целых два дня – за то, что мы его надолго оставили.

Так мы побывали в незнакомой стране, о которой мало кто слышал бы, если б не вымышленный язык.
Албания страна очень самобытная, хотя больше всего нас впечатлила её природа – яркая и цветущая, с лесами и лугами, пальмами и фруктами. Красота Северо-Албанских Альп с их серыми пиками и пестреющими лугами просто необычайна. Зелёно-голубое Комани – это впечатление на всю жизнь, а Ионическое море запомнится чистотой и прозрачностью.
Нам очень понравились древние города. Удивительно, что не смотря на хаотичность истории и коммунизм, очень многое удалось сохранить.
В Албании много доброжелательных людей и остерегаться надо только цыган, которые хоть и нагловаты, но не приставучие.
Отдельно выскажу своё мнение по безопасности: в Интернете гуляет много страшилок, но исходят они от людей, никогда в этой стране не бывавших. Как и во всех странах мира, в Албании были свои тёмные времена, но стремление к новой жизни преобразует её с каждым годом. Мы ночевали в дебрях гор и первых попавшихся домах, ставили палатку около сёл и бродили по удалённым пляжам. Повторюсь – опасаться стоит только цыган, а обычные албанцы приветливы и всегда откликнутся на обращение или даже сами предложат помощь.
Поэтому ещё про автостоп: он в Албании есть. Но поскольку цены на общественный транспорт в пределах разумного, то для скорости мы пользовались в основном автобусами. Не смотря на это, с нами приключался и самостоп и даже лошадиный стоп – когда нас подвезли на телеге.
Были некоторые проблемы с едой, которую приходилось добывать – фастфуды и пиццерии встречаются, но найти албанскую еду не в ресторанах, как в Грузии, очень трудно. Практически мы албанские блюда ели только в хостелах. Зато много фруктов и они повсюду.
Кстати, с развитием туризма Албания уже не такая дешёвая страна, как рекламируется. Но это для нас, а для европейцев она, конечно, дешевле.
Нам очень повезло с погодой – Слава выбрал правильное время. И покидали мы Албанию вовремя – уже в середине июня быстро становилось знойно. Конечно, мы немного помёрзли в горах, но тут уже не угадаешь. Зато приедь мы попозже и трудно было бы гулять по древним городам.
Ионическое море для отдыха мы выбрали потому, что в него не впадают большие реки, замутняющие воду. Море нам очень понравилось и мы нашли там себе достаточно развлечений.
Итоговое слово может звучать так: Албания красива, богата достопримечательностями и вполне безопасна. А самое главное – она так быстро развивается, что нужно очень поторопиться тем, кто-то хочет застать её в интересной стадии смешения древнего и современного. Как это успели и сделали мы.