Албания 2015. День в Тиране

12.06.2015
Утром пошли на завтрак и получили омлет, по кусочку сыра, хлеб с вареньем и апельсиновый сок. Нам сказали, что в 11 часов освободится наш номер и с этим мы пошли погулять.
Снова доставили хлопот сувениры. Мы много чего обошли, но всюду видели или китайские аляповатые безделушки или сверх ненужные предметы. Мы проходили через рынки, петляли по улицам и обращали внимание, как много в Албании парикмахерских – «Бербер». Они располагаются даже в крохотных киосках и работают допоздна. Оказалось, что в них многие бреются.
На каждой улице мы встречали маленькие базарчики – ящики с фруктами и овощами. Очень удобно, если не хочешь идти на рынок.
Мы ходили и смотрели на дома, здесь в центре они очень разные. Есть старинные, с черепичными крышами, а есть высокие, серые, безликие, построенные при коммунизме. Очень много деревьев, особенно молодых. Радует, что их везде поливают – мы видели.
Мы рассматривали и людей и часто встречали закутанных с ног до головы мусульманок. В разных местах устраиваются на скамейках старушки и занимаются кто торговлей кто чтением.

Всюду огромное количество велосипедов, велосипедистов, веломагазинов и веломастерских. Они в сарайчиках, на тротуарах, в открытых гаражах – здесь всюду занимаются велосипедами!
Мы даже обнаружили очерченные на проезжей части велодорожки, и хотя на них часто стояли машины, но всё-таки они были.

Иногда мы шли по обычным тротуарам, а иногда они были не шире 40 сантиметров. При этом посредине мог стоять столб или сидеть кто-то с чашечкой кофе. Как всегда в тёплых странах, повсюду мотки проводов, которые и лежат, и висят, и свешиваются занавесями.
На улицах стало очень много иностранцев – ближе к сезону всё больше европейцев едут в Албанию.
Неожиданно нашли рынок, заполняющий жилые кварталы. Улицы с продуктами переходят в улицы со всем, чего пожелаешь! Есть магазины с промышленными товарами и там мы нашли немного того, что искали.
Но в итоге лучшими сувенирами оказались маслины, оливки и кофе! Знали бы, привезли их побольше.
Находившись, вернулись в хостел, забрали свои вещи и администратор провёл нас на второй этаж в двухместный номер. Комната оказалась очень уютной – как и весь этот хостел. Я бы назвала его – в стиле кантри: клетчатые занавесочки, всё в общей цветовой гамме, милой и светлой. Много ящичков, столики-стульчики, необычные украшения в виде пустых рамочек, скрытые светильники.
Кстати, хочу отметить особенность освещения в Албании. Лампа в комнате обычно одна, но зато включить и выключить её можно из разных мест – от входа, от кровати или возле балкона. Не нужно вскакивать или возвращаться – это очень удобно.
Комната на двоих стоит дороже – по 15 евро, но отдохнуть перед перелётом здесь было уютно.

После сиесты мы вышли и купили жареную курицу. Поужинали мясом, хлебом, черешней и апельсинами. Потом уложили все вещи и пошли гулять по ночной Тиране. Было жарко, гремела сухая гроза. Лето уже заполнило Албанию и в середине июня было самое время уезжать из приветливой, но очень жаркой в летнее время страны.
Прогулка оказалась интересной. Затихли рынки, закрылись веломастерские и магазины. Каким-то образом мы попали в квартал, которого раньше не видели – правительственный. В свете ночных фонарей красиво выступали из теней пальмы и сосны, неясно желтели высокие старинные здания.

Пахнуло прохладой и по ней мы нашли большой фонтан, парк, гуляющих людей – был вечер субботы. Не спеша дефилировали владельцы собак, выгуливающие своих маленьких друзей. Именно маленьких – пуделей и спаниелей, такс и терьеров. Только небольшие породы – не опасные и дружелюбные. Они весело носились по газонам, а их хозяева вели спокойные разговоры.
Всё-таки Албания ближе чем мы к Европе – здесь в городах люди не заводят больших и опасных собак, а только – для души, когда хотят иметь четырёхлапого спутника и друга.
А вернувшись в хостел, мы снова увидели вчерашнего иудея – в белой рубашке и чёрных брюках. Был вечер субботы – шабата, когда иудеям запрещена всякая работа, и он тихо сидел в глубине двора с книгой.
Конечно, я не могла пройти мимо. Зная, как религиозные евреи ценят эти слова, и понимая, что может некому ему их больше сказать, решилась, подошла и пожелала:  – Шабат шалом! – Хорошей субботы!
И он расцвёл!
Конечно, я сразу сбежала, но он нас догнал и заговорил на английском. А узнав откуда мы, заговорил на русском! И это был единственны случай, когда мы услышали русскую речь в Албании.
Оказалось, что он из России, здесь по делам. Но когда узнал откуда мы, вдруг улыбка сошла у него с лица и во всей фигуре появилась глухая защита. Он тихо спросил:
– Мы же теперь враги?..
И я ответила:
– Ну какие же мы с вами – враги?
И показала на него, и на нас... И действительно – вот мы стоим вместе на лестнице и какие из нас враги? Я начала дальше говорить, рассказала про еврейскую общину в нашем городе и про очень хорошего херсонского раввина, про то как люди в нашей стране хотят мира, а он слушал и медленно таял. Когда я сказала, что мы из Херсона, то он знал где это – на самой крымской границе.
А мы узнали, что он здесь по религиозным делам и ещё он расстроился узнав, что рано утром мы уже улетаем. Вот так, на лестнице хостела в далёкой Албании, мы разрушили ещё один стереотип о злых украинцах и хотя бы для одного человека изменили ложные представления. Шабат шалом!