Автостопом на Северный Кипр (2010) - IX. На краю

Фотографии к рассказу:
* fototurne.org/thumbnails.php?album=4&page=6
* fototurne.org/thumbnails.php?album=5&page=3

Утром я проснулась от поразительных звуков.
Я лежала в палатке, на острове миллионеров, у прекрасного Средиземного моря, и моим будильником стало одновременное громогласное кричание ослов и хриплое карканье ворон! Мне очень понравилось)
При свете дня описанный каменистый берег оказался похож на застывшую биомассу, очень изгрызенную ветром и солью. В некоторых округлых выемках в камнях накопилась морская соль – она выглядела белыми озерцами, и я даже насобирала себе её немножко.
Этот берег можно фотографировать много времени, и мне жалко, что мы там подольше не задержались.
Первым делом, по утреннему Солнышку, мы со Славой сходили пофотографировать монастырь. Ветер дул свежий, было легко и мы с интересом исследовали всё, что там было.
Монастырь является одной из главных святынь для православных Кипра. Подробности основания монастыря неизвестны. По легенде, Андрей помолился и выбил из скалы источник с целебной водой. Когда-то здесь был и причал, о нём упоминается в 1003 году. Есть также запись, что в 1191 году в «хорошо укреплённом монастыре» был захвачен Ричардом Львиное Сердце тогдашний правитель Кипра.
От первоначального храма почти не осталось следа, и в XV веке был воздвигнут новый - в готическом стиле. Современное возрождение началось примерно с 1855 года, когда храм был заново отстроен.
Когда на Кипре появилось автомобильное движение, сюда стали съезжаться паломники, но путешествие всё ещё длилось долго.
После захвата этой части острова турками, паломничество прекратилось, и кельи, до сих пор находящиеся на территории, опустели. С 2003 года ограничения были послаблены и верующие стали приезжать сюда снова.

Рядом с храмом находятся длинные лавки торговцев, в основном это пластмассово-каменные сувениры и предметы была, ступы, инструменты.
Аллеи двора хоть и выглядят опустевшими, но аккуратные. Хотя, надо сказать, на Кипре вообще не сорят – там везде чисто.
В тени навеса стояли два осла. Было уже так жарко, что при нашем приближении они не захотели выходить из тени и даже дали себя погладить.
Мы позаглядывали в щели дверей закрытых келий – это такие комнаты вдоль веранды, они всё ещё в хорошей сохранности.
Повсюду буйно цветут кусты – белые, бордовые, розовые, и такое впечатление, что растут они сами по себе, без всякого ухода. Мы их потом встречали в пустынных местах на берегу, где их уж точно никто не высаживал.
Потом мы пошли в лагерь, позавтракали и пора было продолжить наше путешествия – на самую окраину острова. Было решено идти без рюкзаков, спрятав их где ни будь. Слава успел углядеть небольшую пещерку на самом морском берегу и туда мы и перенесли наши вещи. Уже потом оказалось, что всё наше прятанье было хорошо видно торговцам) Но когда мы вернулись, всё было в целости и сохранности – то ли действительно на Кипре совершенно не воруют, то ли просто повезло нам.

Взяв побольше воды, мы отправились в путь. Только немного отойдя от моря на дорогу, мы полностью ощутили удушающую жару. В это время на Кипре начинается пора зноя и Солнце ощутимо на нас давило.
В кустах перекрикивались ослы…
Оказывается, раньше они бродили везде по острову, но потом фермеры стали очень страдать от ослиных набегов на поля, и территорию полуострова оградили, присвоив ей статус заповедника. Орут они замечательно громко, часто перекрикиваясь через большие расстояния)
Ещё нам попадались крупные, сантиметров по тридцать, и совсем не похожие на наших, ящерицы. Они были серыми и выглядели сильнее и как-то выше. Это не распластанная по камню симпатичная ящеричка, а приподнятый на крепких ногах стремительный дракончик. Они совсем по-другому передвигались, как первым заметил Слава – полуперелётом, и он назвал их – помесью с кузнечиками) Они не просто перебегали с камня на камень, а перепрыгивали расстояние.
Иногда дорога подходила ближе к морю - мы шли по высокому берегу. И видели, как плещутся внизу и переливаются всеми мыслимыми сине-зелёными оттенками морские воды. По ним скользили яхты и небольшие лодочки. На мысах и берегах лагун попадались небольшие группы домиков – уединённость этих мест почти пустынная, и это почему-то ещё больше подчёркивали эти тихие дома.
На одном из отворотов дороги мы нашли старое чешми – но в нём не было воды. Жара уже просто давила и приходилось останавливаться в густой тени неизвестных деревьев, образующих здесь густые рощи, и давать себе остыть.

Но наконец впереди показались каменные гребни и скоро мы вышли к военному посту, охраняющему эту крайнюю точку Северного Кипра. И дальше мы прошли на скалы, откуда были видны как бы убегающие в море острова, и похожи они были на большие рыбы. Края островов украшала белая пена, дул свежий ветер, светило яркое Солнце и всё это, вместе с чистейшим воздухом, создавало светлое ощущение края Земли. Не края, когда кажется, что это край всего, а чудесного, светлого края – как мостик в море или Солнце)
Красивое место.
Налюбовавшись, мы тронулись в обратный путь. Ещё по дороге в эту строну, глазастый Слава заметил внизу грот, у которого верхний край нависал над водой, и по-видимому, туда не заглядывает Солнце. Там было решено отдохнуть и пообедать.
Сначала мы спускались с горы по подобию тропинки, потом немного проползли по скалолазьи, цепляясь за стену, а дальше пришлось спрыгнуть в море и немножко пройти по воде, и тогда мы оказались в гроте.
Стены грота изумительные – они такие, как будто в бетономешалку засыпали округлые камни разных оттенков и потом всё это хаотично выплеснули, и теперь стены состоят из этой сцементированной разноцветной гальки, и она причудливо отовсюду торчит.
Уже когда добрались до грота, обнаружили, что на стене, по которой мы ползли, ниже уровня воды висят морские ежи – чудом в них не влезли.
Нас сразу накрыла прохлада, море звало и мы, конечно, купались и плавали, а через маску было видно чистейшее дно с цветными камешками.
На Кипре родилась Афродита, и я обязательно должна была выйти из морской пены как она, и я так и сделала. И сделала всё правильно, как полагается)

За это время Слава и Алекс набрали выброшенные на берег деревяшки и Алекс разжёг костёр, как потом оказалось – очень дымный.
Мы ещё не были загорелыми, и группка полуодетых людей, ютящихся возле костра на пустом берегу, выглядела жалобно и потерпевшими кораблекрушение)
Мы пообедали хлебом, колбасой и сладостями, привезенными ещё из Херсона)
На обратном пути мы гадали, что осталось на месте наших вещей, Алексу больше всего было жалко надувные коврики, они и правда просто отличные.
Солнце уже было не в зените, воду мы уже не экономили, и идти было легче.
Подойдя к пещере с рюкзаками, мы обнаружили рядышком рыбака, и нам стало ещё интереснее – что же там с вещами? И всё оказалось на месте! Спасибо Богу и этому берегу.

Забрав рюкзаки, мы пошли к монастырю, устроились в тени веранды кельи, и начали большую помывку и стирку, пользуясь в изобилии имеющейся водой.
Уже давно было пора хоть раз смыть с себя соль – Средиземное море солоней привычного Чёрного.
Ещё все сходили в храм, рассмотрели его подробнее. Внутри он похож на католический.
Следующий наш переход предполагался на долгое время без воды, поэтому набрать её надо было во всё максимально.
Дальше наш путь лежал к черепашьему пляжу, по карте всего километра три.

А пока мы видели как по заборам бегают козочки и ещё к нам подошла ослиха с ослёнком. Одному ослику мы скормили шкурки от арбуза, и у него от счастья слюни текли до земли) Здесь так сухо, что я вообще не понимаю, чем они питаются, разве что едят прибрежные камни?

Итак, мы готовы выступить в почти двухдневный переход по берегу моря и диким пляжам, где нас ждал, или не ждал, следующий номер нашей программы – большая черепаха карета-каретта.

Произошёл контрольный замер рюкзаков с полным заливом воды!
Оля – 17,400 кг, Алекс – 19,900, Я - 22.200 и Слава - 23,200!
Ничего себе мы силачи) Надо срочно всё съесть и ничего не покупать, чтобы поменьше нести! Ещё одну баклажку на 5 литров было решено нести в руках по очереди. Очередь была установлена так – несём по 15 минут каждый. Но не успели мы пронести и по первому разу, как это время сократилось до 10, а потом и до 5 минут)

С территории монастыря мы вышли в 19 часов. Миновали ворота заповедной зоны и пошли вперёд по вечерней дороге и это было приятно. Было пустынно, и мы растянулись по всей ширине дороги и когда, наконец, возник вопрос, а сколько же нам вообще-то идти? То Слава беспечным спокойным тоном выдал нам замечательную фразу, что пляжи - они где-то тут, «за горизонтом». Нам всего-то надо было зайти за горизонт!
И самое хорошее – что мы всё-таки зашли за этот горизонт, при чём идти туда оказалось недолго. Там мы спустились с горы к морю – спуск был довольно крутым, особенно учитывая вес каждого рюкзака.
В этом месте каменистый берег переходил в песчаный пляж и здесь мы решили заночевать. Мы так решили ещё и потому, что в отдалении, но близко к берегу, светились какие-то огни, а мы читали, что места, куда приплывают откладывать яйца большие черепахи, объявлены заповедником и ночевать туда не пускают.
Поэтому мы расположили лагерь на пустом берегу, решив пройти утром участок с людьми, как будто мы здесь и не ночевали)

На берегу оказались причудливо выветренные камни и ещё – много всякого, что выбросило море. Там было так много всего, что в итоге мы соорудили себе стол и скамейки, и ужинали на них.

Песчаный берег меня покорил и восхитил…
Я бы назвала его – стерильный. Ни одного камушка, ни одной ракушки, водоросли, даже чайки – только гладкая чистая поверхность мельчайшего песка, прозрачное сияющее море с белоснежными барашками на нежных волнах и тишина опускающейся ночи.
Здесь начинались места, где черепахи "каретта-каретта" (Caretta-Caretta) выползают на берег, и ползут довольно далеко, метров за 60 от берега, чтобы закопать в песок яйца с будущими детёнышами.
Этих больших, длиной 115-150 см и весящих от 70 до 90 кг черепах осталось очень мало, а сами они очень прихотливы, поэтому учёные делают всё возможное, чтобы отдыхающие и черепахи не пересекались. В некоторых местах пляжи даже просто перекрываются, но нам повезло, и этот берег был открытым для нас.
Нам очень хотелось увидеть большую черепаху, мы знали, что на берегу они появляются ночью, и я даже предлагала по очереди дежурить, но поддержки не оказалось) Казалось невероятным, что нам может повезти и черепаха выползет рядом, если пляж тянется до горизонта.
На ужин мы сварили суп харчо из брикета, с сухариками – самое подходящее меню для пляжей, на которых нежатся миллионеры) И ещё сделали салат – прямо в целлофановом пакете – просто потому, что больше было не в чем.
Эти пакеты у нас оставались после покупок хлеба и других продуктов. Здесь всё – даже эти пакеты очень прочное и качественное. И если в нашем пакете далеко воды не унесёшь, то в ихнем ни масло, ни салат не протекали.
Приятно светила луна и шелестело море. После ужина мы отправились погулять по пляжу, в надежде встретиться с черепахой. Но вместо этого мы повстречали много таких крабиков, что я сначала даже не поняла – что это.
Они почти и прозрачные, тонкие и изящные, а передвигаются так легко и быстро, как будто это ветер переносит сухие листья! На берегу было много дырочек – как будто кто-то втыкал в песок зонтик, и это оказались норки этих крабов. Они носились головокружительно быстро и мы не знали как их рассмотреть и сфотографировать.
А оказалось очень легко – это придумал Алекс. Он просто ослеплял бегущего краба фонариком, и он останавливался и замирал, до предела вытаращив свои глазищи!
Натешившись этим зрелищем, мы вернулись к палаткам и ещё сидели и пили чай. Луна потихоньку садилась, становилось всё темней и темней, и миллионы звёзд вдруг засияли над нашими головами! Это было невероятно красиво!
Они были крупные, некоторые мерцающие, а некоторые спокойно светили.
Настоящий, нетронутый, первозданный мир…

Жаль было идти спать и терять это время, но дневное Солнце очень утомляло нас, и каждый вечер спать мы просто валились.